Rambler's Top100
   Критика:  Рецензия №2
Настасья Лотарева  

Диалог без посредников

 

Следующая книжка, о которой хотелось бы поговорить в сегодняшнем обзоре, посвящена теме весьма деликатной.

Хотя бы потому, что ислам в современном мире и в качестве религии, и в качестве общественно-политического направления предельно мифологизирован. Во многом это происходит из-за банального отсутствия толковых исследований по тематике. Нет, литературы про ислам достаточно и даже более, однако по большей части на научность она не претендует.

Изучение истории ислама в России - задача очень важная и жизненно необходимая. Не секрет, что ислам является второй по величине религиозной конфессией на территории нашей страны. Непонимание, недостаток информации и с той, и с другой стороны, провоцирует конфликты, которые могут перерасти (и такие примеры - у нас перед глазами) в боевые действия.

Монография Р.А.Силантьева вышла в 2005 году, и можно смело сказать, что это первая работа столь полно и подробно описывающая развитие исламского сообщества в последние два десятилетия.

Охватывается не очень большой по времени, но весьма насыщенный событиями промежуток с момента распада Советского Союза по нынешние дни. Богатая историография и источниковая база позволяет делать обоснованные выводы. Книга состоит из трех частей:

          общий обзор исламского сообщества в России

          региональная история, в которой помимо фактической канвы описываются особенности развития ислама в каждом регионе нашей страны

          некоторые аспекты раскола исламского сообщества в России.

Ценность монографии прежде всего в ее комплексности. Повторимся, эта первая работа, столь полно освещающая наиболее существенные моменты в прошлом и настоящем ислама в России.

Изучается не только религиозная, но и, что немаловажно, политическая история исламского сообщества - это дает возможность проанализировать феномен политической гиперактивности мусульман России и быстрого распространения в нашей стране ваххабизма.

Важно и то, что автор всеми силами старался избежать навязывания читателю своей концепции. На презентации своей книги он сказал: <Я не старался приукрасить факты и скрыть некоторые негативные ситуации. В этой книге, собственно, моей точки зрения ровно столько, сколько было необходимо для того, чтобы она отличалась от энциклопедического словаря>. Этот подход обычно декларируется, хотя и отнюдь не всегда исполняется, в западной историографии, наши ученые пока делают лишь первые шаги на этом пути. Не смотря на то, что подобная позиция с нашей точки зрения не всегда идет на пользу историческому исследованию, можно констатировать, что в данном случае такой подход оправдан.

Интересно, что об отсутствии ангажированности в этой работе говорит человек заинтересованный - Мухаммедгали Хузин - Председатель Исполкома Центрального Духовного Управления мусульман России, Первый заместитель Верховного Муфтия России и Муфтий Пермской области: <Если бы эту книгу написал кто-то из наших ученых и религиоведов - сразу бы появились обвинения в недобросовестном изложении фактов. С другой стороны, некоторые сложные события, произошедшие в нашей истории за последние двадцать лет, изложены с поразительной корректностью>.

Информацию о современном исламском сообществе все мы в основном получаем от СМИ и это информация односторонняя, что отягощается общим незнанием предмета. Если сделать подборку материалов об исламе в прессе - что мы увидим? Подробные и зачастую непрофессиональные репортажи про ваххабизм и радикальный ислам и, в качестве единственной положительной новости, репортаж с праздника курбан-байрам. Разумеется, жизнь исламского сообщества значительно богаче на события, чем это пытается показать центральная пресса, упорно выделяя из них лишь негативные.

Зиновий Коган (председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России, председатель Объединения религиозных организаций современного иудаизма в России, раввин Мемориальной синагоги на Поклонной горе) заметил при обсуждении этой книги, что сейчас особенно необходимо лучше узнавать друг друга: <Чем больше мы знаем друг о друге, тем меньше нас будут преследовать конфликты. Интерес должен быть обоюдным. Ислам в основе своей - толерантная религия, но когда в религию вторгается политика, последствия это имеет самые губительные>.  О диалоге и сотрудничестве говорил и о. Всеволод Чаплин: <Книга написана благожелательно. Несмотря на все попытки противопоставить разные религии друг другу, диалог вести необходимо. Не исключено, что нас ждут конфликты, жертвами которых могут пасть вполне традиционные конфессии. Этого не будет, только если между ними будет прямой диалог. Необходимо отказать Западу и секулярному гуманизму в посредничестве, без которого мы столетиями обходились>.

Правильные и хорошие слова о диалоге культур и религий говорятся в высших властных структурах и средствах массовой информации постоянно, но имеют мало последствий. Монография же Р.Силантьева - реальный шаг на этом пути.

 

Р.А.Силантьев

Новейшая история исламского сообщества России (1989-2004 гг.)

М.: ИИПК <Ихтиос>: 2005

Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru