Rambler's Top100
   Критика:  Тихая Родина
Мария Денисова  

Пьесы Александра Вампилова

- Бабуль, а это что, сказ-ка?

- Нет, детка, мы так жи-ли. Как сейчас помню... Я была чуть постарше тебя.

- Молодость вспомнили, как хорошо!

- Вот и мой Женька - ти-пичный Колесов, только я его уж точно не прощу.

Разговоры в зрительном зале

 

Семнадцатого сентяб-ря на сцене МХАТа им. М.Горького состоялся премьерный показ спек-такля "Прощание в июне". Мысль об этой поста-новке возникла у художе-ственного руководителя, Народной артистки СССР Татьяны Дорониной - человека не только чуткого ко всему, что происходит в обществе, но и одаренного тем гражданским беспокойством, которое не поз-воляет перекладывать на других общую нашу ответственность за судьбу Родины - не случайно. Ведь в наше время, когда устоялся нехитрый перечень условий, необходимых для процветания юного существа в "обновленной" России, одно из которых - не упустить свой шанс, думая только о себе, - душа невольно тянется в "ти-хую" страну пьес Александра Вампилова. На "тихую родину".

Конечно, можно было бы по-разному подойти к решению спек-такля. Например, "состряпать" ностальгический винегрет, а то и вовсе мюзикл. Осовременить здесь, замазать там, одним словом, схема известная. Но наш МХАТ "пошел своим путем". И стилисти-чески пьеса решена так, как почти сорок лет назад, когда создава-лась.

На сцене теплое лето 60-х. И необычайно простой сюжет: та-лантливый бонвиван, полюбив дочь ректора, оказался в результа-те ряда коллизий перед нравственным выбором - либо диплом, либо любимая. По современным меркам, пропагандирующим вы-чурность сюжета, переизбыток зрелищности и т.д., казалось бы ни-чего особенного. Но зрителю нравится веселый симпатичный па-рень, хохмач и неисправимый романтик Николай Колесов в испол-нении Андрея Чубченко. Нравится скромная девушка Таня в ситце-вом платьишке (Анна Тюряева). Нравится Букин (Максим Дахненко) со всей своей взбалмошностью, открытостью и любовью. И да-же циничный Золотуев (Владимир Ровинский) вызывает в конце концов симпатию и жалость. Почему? Потому что Татьяна Дорони-на так выстраивает каждую мизансцену, так воссоздает ту эпоху, что спектакль постепенно обретает черты лирической поэмы, на-писанной нежными, пастельными тонами сквозь тихий перебор ги-тарных струн. Добрая память о прошлом. Ностальгия. Но призван-ная нашим временем, как спасение. Наверное, оттого молодые зрители, которых во МХАТе всегда много, смотрели спектакль зачарованными глазами.

Андрей Чубченко широкими мазками рисует своего героя. Про-пуская материю роли через себя, делает его живым и искренним во всем: и в любви (с таким неподдельным чувством он поет из Визбора "Ты у меня одна, словно в ночи луна..."), и в честолюби-вых колебаниях "купить" диплом ценой любви.

Анна Тюряева, наделяя свою героиню женственным очаровани-ем молодости, нежным голосом, робкой интонацией, легкой, чуть неуверенная походкой, открытым взглядом, конечно, выглядит инопланетянкой для многих из нас. Но почему-то тем сильнее хо-чется походить на нее, быть такой же кроткой и бескомпромиссной как она.

Герои вампиловской пьесы утверждают - да, вот так было, и люди так жили - шутили, ссорились, пели, переживали. Они были простые и искренние, как вот эта березовая роща, пронизанная лу-чами теплого солнца, полнящаяся звуками поющих птиц. Когда от-крывается занавес, эта чудная картина, по всем правилам русской реалистической школы выписанная художником Владимиром Серебровским, во весь размах огромной мхатовской сцены(!), не шу-тя, захватывает дух.

Протестом положению безысходности нашего времени, когда порой любовь подменяется развратом, искусство - мычанием, а душа покупается за у.е., спектакль уверенно утверждает Искусство и Душу. Именно внутренняя наполненость, жаркое желание вос-крешения истинных человеческих взаимоотношений дает поста-новке необычайную силу, динамику и, главное, - правдивость. Жажда жизни расставляет все на свои места. И это именно то, что всегда было основой театра, а ныне изгоняется шутовстующим эпатажем, но то, к чему осталась тяга. Именно такой театр зритель встречает с большой радостью.

По окончании действа и у актеров, и у зрителей одинаково ув-лажнились глаза. Стена времени рухнула - премьера состоялась.

Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru