Rambler's Top100
   Литературоведение:  Владимир Кожинов - выдающийся просветитель... И реальный политик
Александр Дорин  

Прошло пять лет с той трагической двадцать пятой январской ночи 2001 года, когда перестало биться сердце одного из самых ярких и неординарных мыслителей ХХ века Вадима Валериановича Кожинова - масштаб личности, величина вклада в отечественную и мировую историю и культуру, влияние и вес оставленного им наследия только начинают осознаваться, прочитываться, осмысливаться современниками. Это в полной мере подтверждают небывалые (для литературоведа и историка) тиражи и тематическое разнообразие посмертных кожиновских изданий. Ведущий научный сотрудник Института мировой литературы Вадим Кожинов оказался, пожалуй, самым <коммерческим> из академических учёных. Надо сказать, в начале 90-х, этой несколько удивившей его мыслью со мной поделился и сам автор.

Секрет же удивительной востребованности - в неохватности, в проникновеннейшей пытливости кожиновской мыслящей материи, энциклопедической выверенности, незаурядной способности к систематизиции и синтезу различных областей знаний, филигранно работая на их стыках, в кожиновской <симфонии> и органике взгляда на <русскую миссию> в истории мировой цивилизации, в основе которых - глубинное и неразрывное осознание безграничной духовной принадлежности и всепоглощающая любовь к России, к русской культуре.

Ни для кого не секрет, что, обращаясь к, казалось бы, абсолютно известным и доказанным историческим фактам, своими скрупулёзнейшими исследованиями, Вадим Кожинов совершил прямо-таки прорыв, обнажая доселе неизвестные причинно-следственные связи, и выбивая представленной аргументацией пьедестал догм из-под устоявшихся штампов, стереотипов, односторонне толкуемых страниц русской истории.

К этим прорывам, к примеру, можно отнести убедительнейшую кожиновскую доказательную базу под утверждением о том, что самым древним государствообразующим центром Руси был не Киев, а Невогорд (Старая Ладога); углублённое и оригинальное прочтение цикла былин об Илье Муромце, подтверждающее правильность отнесения его воинской деятельности к Х веку, когда боевой страж русских границ сражался с батырами из Хазарского каганата; блестящее развенчание легенды об Иване Грозном как уникальном палаче; истинный смысл и значение Куликовской битвы:

И в этой связи, особо хочется отметить поразительную эволюцию творческой и человеческой судьбы Вадима Кожинова - критик, литературовед, историк, яркий публицист: политик, государственный деятель. Нет, я не оговорился! Последнее абсолютно соответствует истине.

Факт этой эволюции совершенно однозначно подтверждается многочисленными работами Вадима Валериановича - от блестящих литературоведческих работ 70-х, к статьям <Служение России> (1982), <Недостаток и своеобразие> (1983), <Жизнь и теория> (1987), <Гласность и вседозволенность> (1988), <Пути русского исторического самосознания>(1989), <О революции и социализме - всерьёз> (1990), <К спорам о <русском национальном сознании> (1990) и, конечно же, книга <Судьба России: вчера, сегодня, завтра> (1990), статья <Печатное, но чистосердечное послание Правительству России>(1992) и многие другие.

И так, эволюционная ось совершено очевидна - от истории Отечества, к истории общественно-политической мысли и далее - к чёткой оценке современной политической ситуации

И здесь я обращусь к одной, по-видимому, малоизвестной странице биографии выдающегося мыслителя и учёного.

На дворе весна 1989 г. Процессы <демократизации, либерализации и гласности> в самом разгаре, митинговое, эйфорическое состояние у большинства граждан страны.  Кожинов же, опираясь на глубинно осмысленные и прослеженные им механизмы социальных и общественно-политических явлений и процессов, исторические аналогии и закономерности - со всей остротой осознаёт смертельную опасность того исторического пути, по которому пошла Россия, ведомая предавшими страну доморощенными и пришлыми либеральными политтехнологами.

И он бросается в бой, совершая попытку остановить, предотвратить:т.е. перейти к практическим действиям, принимая предложение представителей предприятия ВПК Щёлковского района Московской области о его выдвижении кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР по Щёлковскому избирательному округу. И, надо сказать, у Вадима Кожинова имелись все данные, - как русского интеллектуала, яркого публициста и оратора - чтобы стать незаурядным политиком.

Кожиновским штабом, вполне естественно, стала редакция журнала <Наш современник>, а действующими <штыками> -  коллектив редакции, кожиновские студийцы, к которым относился и я (В. К. был руководителем литобъединения при Трёхгорке), его поддержали представители патриотической интеллигенции района, и, конечно же, замечательные русские писатели Валентин Распутин, Василий Белов: народный художник СССР Илья Глазунов:

В. Кожинов стал активно выступать со своей программой действий перед коллективами предприятий района, а мы (и здесь очень помогли <колёса> Станислава Куняева) подвозили <патроны> - листовки, программные документы:

Передо мной, чудом сохранившиеся, и уже слегка пожелтевшие документы той поры. Волевое лицо. Биография: <:Родился в 1930 году в Москве, в семье инженера-строителя, русский, литератор. В 1954 году закончил Московский университет. В период первой перестройки  - ХХ съезда - был членом Краснопресненского райкома комсомола, но, убедившись, что перестройка не осуществляется, не стал вступать в партию. Вадим КОЖИНОВ начал печататься с 1950 г., издал более десяти книг и 300 статей, многие из которых переведены на основные языки мира. Всегда - а не только в нынешний период гласности - выступал в печати с независимой точкой зрения. Так, например, никогда не хвалил и не цитировал ни Сталина, ни Маленкова, ни Хрущёва, ни Брежнева, ни Андропова, ни Черненко, всегда боролся с партийно-бюрократическим аппаратом. Его книги и статьи всегда подвергались редактуре и цензуре, а затем резкой критике в партийной печати. Были периоды, когда его вообще лишали возможности печататься, подвергали литературным репрессиям.

Как литератор, Вадим КОЖИНОВ всегда - с 1950-х годов - боролся за истинное народовластие, спасение природы, оздоровление экономики и политики, за права церкви, за подлинную культуру и нравственность. Он первым высоко оценил и открыл читателям таких ныне прославленных писателей как Василий Шукшин, Николай Рубцов, Василий Белов и других.

Ныне Вадим КОЖИНОВ - один из самых влиятельных литераторов, выдающийся деятель отечественной культуры, широко известный в нашей стране и за рубежом>.

Вот, под заголовком <Голосуя за Кожинова, вы голосуете за себя> некоторые пункты кожиновской программы, состоящей из двух разделов:

Россия в беде!

- народ устал от бесконечных экспериментов: слова и обещания, а магазины пусты;

- налогообложение в РСФСР несправедливо: мы производим больше всех на душу населения и меньше всех потребляем;

- капитализация нашего общества приводит к катастрофическому росту преступности, к интенсивному уничтожению наших природных богатств, духовному обнищанию, всеобщей раздражительности и озлобленности;

- нас презирают за нищету и долготерпение;

- кто работает - тот не ест. Почему?

- мы берём от капитализма его пороки. Соединение пороков капитализма и недостатков социализма - не выдержим;

- замена отечественного бюрократа зарубежным хозяином не накормит народ, а превратит нас в рабов;

- административно-командная система от собственного бессилия дала право капиталистам владеть нашими предприятиями, недрами, богатствами, разграбление уже началось

- РСФСР единственная республика, не имеющая академии наук, канала ТВ, киностудии:

В чём наше спасение.

- экономика - ради людей, а не ради идей: неправда, будто наши люди плохо работают. Цель их труда неверно поставлена, ибо подчинена ложным идеологическим задачам (типа <догнать и перегнать>).

- необходимо уничтожить безличность, <секретность> в нашей экономике; каждый трудящийся должен знать - сколько стоит его труд, сколько присваивает государство, какую часть и почему получает он сам:;

- немедленно прекратить строительство и финансирование ненужных народу объектов, прекратить производство огромного количества уходящей в утиль продукции;

- землю - крестьянам. Развивать разнообразные формы трудовой деятельности: от колхозов до индивидуальных хозяйств:;

- наша армия - защитник народа - сама нуждается в народной защите от демагогов, бюрократов, крикунов: Армия не должна расплачиваться за ошибки политического руководства. Сокращение расходов на Вооружённые силы только для совершенствования, а не для их развала;

- прекратить разбазаривание природных ресурсов и народных средств, безвозмездную помощь многим странам и партиям, направить эти средства на нужды народа

- православной церкви  - равные права в воспитании народа;

- остановить безумное уничтожение природы, а значит самих себя.

С просьбой поддержать кандидатуру Вадима Укожинова к избирателям обратились известные деятели отечественной культуры:

<ВАДИМ ВАЛЕРИАНОВИЧ КОЖИНОВ - выдающийся деятель нашей культуры, ратующий за её независимость и достоинства, за нашу государственную целостность, за духовное возрождение народа, за культурную и обеспеченную жизнь человека.

Он единственный из всех наших кандидатов, кто последовательно в течение десятилетий борется за свободное развитие церкви и за свободу совести.

Сограждане, голосуя за КОЖИНОВА, вы опираетесь в своей надежде на честного человека, умеющего отстаивать народные интересы с высокой любовью и преданностью им.

Народный художник СССР Илья Глазунов,

Герой Социалистического Труда,

Лауреат Государственной премии писатель Валентин Распутин,

Лауреат Государственной писатель премии Василий Белов

И здесь я считаю необходимым развенчать ещё один миф, поставить точку в нередко высказываемых сомнениях в вопросе - Кожинов и православие. Да, Кожинов не декларировал своё православное чувство, не выставлялся, не кичился им. Уверен, каждый человек, а тем более русский писатель, не должен вызывающе демонстрировать свою религиозность. Православными же по сути должны быть деяния, творческая деятельность человека. А вот этом Вадим Кожинов абсолютно православен, и, в первую очередь, - в его стремлении к <русскому идеалу>, постоянном поиске прибытка света русской культуре, в его глубинном осознании <русской, православной миссии> в мировой цивилизации, как силы <удерживающей>:

Однажды, направляясь в гости к Вадиму Валериановичу чуть раньше назначенного срока, я зашёл в храм преподобного Симеона Столпника, что неподалёку от кожиновской Молчановки, на углу Поварской и Калининского проспекта. В глубине храма у иконы стоял Кожинов: Приложившись к Богородице, я быстро, не нарушая его одиночества, вышел: И, конечно, никаких вопросов не задал.

Я думаю, всё это прекрасно понимали и православные священники и просто православные люди, выступившие с обращением о поддержке В. Кожинова на выборах:

<Христос Воскресе! Братья и сёстры! В эти дни мы хотим сказать вам о русском писателе Вадиме Кожинове. В самые тяжкие годы, когда закрывали храмы и преследовали за веру, В. Кожинов боролся за спасение Православной церкви. Ещё 20 лет назад он начал деятельную работу по возрождению священной Оптиной Пустыни. Он даже сумел тогда сказать об этом в печати  (В <Литературной газете от 23 июля 1969 года). Он говорил уже тогда о том, что нужно <не только восстанавливать храмы, но и совершать в них православную литургию (сборник <Тысячелетние корни русской культуры>, 1972 г., стр. 102).

30 апреля 1989 года впервые за долгие годы в Москве состоится пасхальный вечер духовной музыки и поэзии. В нём примут участие митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим и крупнейший деятель русской культуры, кандидат в народные депутаты по Щёлковскому избирательному округу Вадим Валерианович Кожинов.

Единственный из всех кандидатов по нашему округу, В. Кожинов сказал в своей программе: <Православной церкви - равные права в воспитании народа!>.

Всех, кому дорога Церковь, мы призываем голосовать за Вадима Кожинова.

Просим передавать этот листок вашим друзьям и знакомым.

Верующие люди.>

Передо мной фотография (кто её автор, не знаю). Неподалёку от входа на территорию храма плакат с фотографией: митрополит Питирим и Вадим Кожинов на Пасхальном вечере духовной поэзии и музыки. Беседуют. Далее на плакате следует поясняющий текст и призыв ко всем, кому дорога Церковь, отдать свои голоса за В. В. Кожинова. И рядом я с листовками в руке.

И всё же, силы наши, по сравнению с другими кандидатами, были, безусловно, неравны, средств - кот наплакал, опыта ведения избирательных кампаний никакого, утешало только, что все встречи (хотя их было гораздо меньше, чем нам бы хотелось) проходили при переполненных залах, разговор далеко выходил за пределы указанной темы, и провожали В. Кожинова обычно овациями (если бы Вадим Валерианович выступил на всех предприятиях!). Основной же <противник> - Николай Травкин - сил и средств не жалел, мощно используя административный ресурс, охватил весь район: В общем, наш проигрыш был предопределён:

И так, на выборах победил Николай Травкин (где он сейчас, ау!). И всё же, если предположить, что победу одержал Вадим Кожинов, то вопрос - выиграла или проиграла бы от этого Россия? Лично я думаю, что его деятельность (в той исторической ситуации) вряд ли была бы результативной: А вот если бы не были написаны и не пришли к читателю (в следствие общественно-политической деятельности, так как <сачковать> Кожинов не умел) такие замечательные историко-созидательные и духоподъёмные книги как <История Руси и русского Слова. Современный взгляд. (1997, работа над книгой шла 15 лет), <Загадочные страницы истории ХХ века> (1995), <Судьба России: вчера, сегодня, завтра> (1997, II том), <Великое творчество. Великая победа> (1999), <Россия. Век ХХ. 1901-1939. От начала столетия до <загадочного> 1937 г. Опыт беспристрастного исследования> (1999), <Россия. Век ХХ. 1939-1964. Опыт беспристрастного исследования> (1999), <Победы и беды России> (2000), <Размышления об Искусстве, Литературе, Истории> (последнее прижизненное издание, подписанное к печати 3.11.2000), остановившие разрушение и смуту в душах, и вернувшие России, русской культуре, русской духовности сотни тысяч людей - вот тогда потеряли бы все, и, в первую очередь, Россия.

Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru