Rambler's Top100
   Новости, объявления:  "Школа и Церковь - традиции и реформы образования"
соб.информ  

Этой теме были посвящены, состоявшиеся с 29 января по 3 февраля 2006 г под председательством Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II XIV Международные Рождественские чтения, которые были организованы Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при участии Министерства образования РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций, РАН, Российской Академии образования, МГУ им. М. В. Ломоносова, Управления делами Московской Патриархии, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Союза писателей России и других организаций.

Основная задача и проблематика Чтений - воспитание подрастающего поколения в духе высоких идеалов служения Богу и Отечеству; определение роли духовно-нравственных традиций и преемственности для развития общественной жизни и государства, становления полноценной человеческой личности, возрождения культуры и образования; определение места религиозного образования в системе Российского образования; православное осмысление важнейших проблем, стоящих перед Церковью и обществом.

Пленарные заседания, прошедшие 30 и 31 января в Государственном Кремлёвском дворце открылись приветственным Словом Святейшего Патриарха Алексия II:

Далее Святейший Патриарх зачитал приветствия участникам  Рождественских чтений от руководителя Администрации Президента РФ Сергея Собянина и председателя Совета Федерации ФС Сергея Миронова. Первый заместитель председателя Госдумы ФС Любовь Слиска РФ огласила приветствие председателя Госдумы ФС РФ Бориса Грызлова.

Прозвучали доклады министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента, Генерального прокурора РФ Владимира Устинова, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, министра культуры РФ Александра Соколова, президента Российской академии образования Николая Никандрова, сопредседателей Союза писателей России Валентина Распутина и доктора исторических наук Сергея Перевезенцева, председателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ, ректора Московской Православной Духовной Академии и Семинарии, архиепископа Верейского Евгения, члена Комиссии РАН по вопросам преподавания русского языка и литературы в школе, доктора филологических наук Всеволода Троицкого, члена Общественной палаты РФ, чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова, а также представителей Поместных церквей и др. докладчиков

Доклад Валентина Распутина <Ученье: свет и тьма> опубликован в предыдущем номере <РП> (№4, февраль 2006), а этом номере мы публикуем  в сокращении доклад Сергея Перевезенцева

 

 <БУДУЩЕЕ РУССКОЙ ШКОЛЫ>

 <Когда мне предложили выступить с докладом на тему <Будущее русской школы>, я сначала долго не мог для себя решить - о чем говорить? И наверное, раздумья мои продолжались бы бесконечно, если бы вдруг не одна очень простая мысль, которая пришла в голову. А мысль и в самом деле очень простая - трудно говорить о будущем русской школы, если в школе не будет... детей. То есть, можно придумать прекрасные педагогические методики и технологии, можно наполнить школы самыми последними моделями аудио- и видеотехники, компьютерами, можно в пятьсот раз поднять зарплаты учителям. Всё это, если мы по-настоящему захотим, всё можно сделать. Но какой смысл от забитых техникой школьных зданий, если они будут пусты, если в них не будет детей? А ведь, как вы все знаете, рождаемость в нашей стране уменьшается год от года...

По официальным данным Министерства образования и науки с 2000 по 2005 гг. количество российских школьников снизилось на 25%, т.е. на 5 миллионов человек (<Московский комсомолец>, 2005 г., 30 января, № 19. С. 2.). Об этом же говорится в Проекте справки <О мерах по развитию образования в Российской Федерации>, размещенном на интернет-сайте Министерства образования и науки РФ: <Вместе с тем численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях за последние пять лет сокращается более чем на один миллион учащихся в год. Если в 1999/2000 году обучалось 20 640 000 учащихся, то в 2004/2005 году - 16 009 000 учащихся>.

И здесь мы оказываемся лицом к лицу с первой проблемой - будущее русской школы прежде всего зависит оттого, какой в ближайшие десять-двадцать лет будет наша страна, какие приоритеты будут положены в основу развития нашего государства. Будет ли наше государство заботиться о жителях станции Ерофеич в Хабаровском крае и спальных районов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, или же государство, как и в предшествующие годы, окажется озабочено в первую очередь обеспечением комфорта и покоя любителей зимнего отдыха во французском Куршавеле?

Эта проблема распадается на массу иных проблем: политических, социальных, экономических. Однако самый важный комплекс проблем в рассуждениях о перспективах развития России - это проблемы нравственности. Ведь те или иные политические, социальные и экономические решения принимают люди, а, значит, их выбор того или иного пути развития страны всегда будет зависеть не только от их знаний и управленческого опыта, сколько от их... совести, от того, каким идеалам они служат, какой смысл вкладывают в свою деятельность, в конце концов, от того, кому они служат - Господу или мамоне?

Для того чтобы у всего нашего государства, у всего нашего общества, и, как следствие, у нашей школы, было благодатное будущее, мы должны уже сегодня не просто понять (<просто понимать> - уже поздно), но положить в главнейший принцип, сделать главнейшим приоритетом духовное развитие общества и человека, выраженное в укреплении религиозных и нравственных основ бытия. И это не умозрительная, а вполне прагматическая задача, ибо становление истинной духовности необходимо обеспечит и рост материальных благ общества.

Однако, для того, чтобы обеспечить благодатное развитие общества и государства, для начала необходимо осознать, а потом и решить, еще одну проблему - а кто станет созидать будущую Россию? Иначе говоря, какие люди, с каким нравственным и интеллектуальным потенциалом придут к рычагам управления Российским государством в будущем? От кого будет зависеть будущее России и, соответственно, будущее русской школы?

И здесь логика неумолима - для того, чтобы обеспечить благодатное бытие Российского государства в будущем, и, следовательно, благодатное бытие будущей русской школы, мы должны уже сегодняшнюю школу превратить в школу будущей России.

Если мы серьезно думаем о будущем нашей державы, то должны признать: наука и образование - это отрасли стратегического значения для народа и Российского государства в XXI веке, причем отрасли взаимосвязанные и взаимозависимые.

Прежде всего, для того чтобы Россия смогла осуществить прорыв в области науки и наукоемких технологий, необходимо не просто сохранить, но развить и приумножить национальные особенности российской системы образования. В чем заключаются эти национальные особенности российской системы образования. Перечислю несколько основных особенностей: доступность, всеобщность, бесплатность, обязательность, максимальная государственная поддержка, и, наконец, высокий уровень содержания образования.

И все же дело не только в том, чтобы дать возможность нашим детям получить максимум знаний. И даже не в том, чтобы научить их применять полученные знания в жизни. Хотя нужно и первое и второе. Главное в том - а каких людей хотим мы видеть по окончании школы?

А вот для того, чтобы решить поставленные задачу превращения современной школы в школу будущей России уже сегодня необходимо выработать новую философию образования, основанную на базовых ценностях нашего народа. И главная задача новой философии образования - возвращение в нашу жизнь великого духовного смысла бытия. Ведь если наши дети будут понимать во имя чего, <зачем> они живут, то тогда они осознают и то <как> им жить. Иначе говоря, если в школе наши дети смогут приобщиться к традиционно сложившейся национальной системе ценностей, к той системе ценностей, на которой, собственно говоря, и создавалась наша держава, если они примут эту систему ценностей, то и свою жизнь, а, значит, будущую Россию, они станут выстраивать в соответствии с этой ценностной системой.

Таким образом, школа должна передавать подрастающему поколению не просто знания, накопленные предшествующими поколениями, а, в первую очередь, те базовые ценности, на которых возник, развивался и до сей поры существует наш народ. Как представляется, можно выделить три главные принципиальные составляющие, или три принципа такой возможной новой философии образования, основанной на базовой ценностной системе.

И все же вопрос о базовых ценностях общества и государства - очень сложен. Он не решается волевым усилием одного-двух человек, группы людей, одной партии...

И тогда мы оказываемся перед третьей проблемой - а мы сами, сегодняшние взрослые, готовы к тому, чтобы устроить школу будущей России на основе базовых ценностей нашего народа? Мы сами-то понимаем, что это такое - базовые ценности? У нас есть единство в этих важнейших вопросах? Следовательно, прежде чем, воспитывать детей нам нужно воспитаться самим. Готовы ли мы к этому?

Будущее русской школы зависит от нас с вами. Какими будем мы, как мы будем понимать смысл своей жизни, какой мы будем созидать нашу Россию - таким и станет наше будущее. В разные кризисные, трагичные периоды истории наши предки умели отбросить все лишнее и сконцентрировать свои усилия на самом главном, на том, что помогало выводить страну из кризиса. Сможем ли мы?

Мы обязаны. Ибо это наша школа, в ней учатся наши дети, которым уже вскоре придется обустраивать нашу землю.>

 

В фойё Государственного Кремлёвского дворца были открыты экспозиции победителей конкурса детского рисунка <ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ - СЛАВИТЕ!> (председатель жюри владыка Климент, члены жюри - писатель В. Распутин, директор XIV Рождественских чтений о. Дмитрий Лин, художник И. Каверзнев, художественный руководитель международных фестивалей православной музыки Г. Поляченко, художник о. Александр Егоров, директор детской литературно-художественной галереи <Жар-птица> А. Жарова).

В пресс-центре ГКД состоялась пресс-конференция на которой председатель Чтений, Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент ответил на вопросы журналистов, связанные с церковными и общественными проблемами, обсуждаемыми на чтениях.

 

ФЕСТИВАЛЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Центральным событием Рождественских чтений стал открывшийся 2 февраля в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя III Фестиваль духовной культуры (который начался с представления Выставки детского художественного творчества <Божий мир глазами ребёнка>, директор выставки заслуженный учитель РФ, член-корр. АПСН О. Нерсесова).

В церемонии открытия Фестиваля участвовали архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний, вице-президент Российской академии образования Владимир Борисенков, зам. Главы Всемирного Русского Народного Собора, член Общественной палаты РФ, председатель СП России Валерий Ганичев, зам. председателя Комитета Госдумы РФ по информационной политике Александр Крутов, ректор Государственного Открытого педуниверситета им. М. Шолохова Юрий Круглов, советник Управления по внутренней политике Администрации Президента РФ Борис Лукичёв, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Городня Тверской области, профессор, директор православной гимназии протоиерей Алексей Злобин, зам. начальника Департамента по взаимодействию с политическими партиями и общественными и иными организациями аппарата Полномочного представителя Президента РФ В ЦФО Мария Белогубова, президент Фонда единства православных народов Валерий Алексеев др.

Ведущий - руководитель Фестиваля, ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений иеромонах Киприан (Ященко).

В своём приветственном Слове участникам Фестиваля Валерий Ганичев подчеркнул, что ни для кого не секрет, что против нашей страны ведётся полномасштабная, многоуровневая идеологическая и экономическая война, основная цель зачинателей которой - кардинальная смена парадигмы основных жизнеустроительных ценностных критериев, а именно, построение и утверждение шкалы верховного приоритета материального над духовным (на это направлена, практически, вся деятельность печатных и электронных СМИ либерального <агитпропа>), что для русского человека - человека православной природы - и всех других народов существующих в ареале русских базисных духовных, нравственных и культурных ценностей равноценно прекращению существования. И единственное оружие, способное реально отразить эту агрессию - духовное. Оружие, вся мощь которого - в обращении к тысячелетним глубинным христианским духовным ценностям, к великим победам и <стояниям в правде>, аккумулированным исторической памятью нашего народа, внесшего в культурную сокровищницу мировой цивилизации высшие эталоны чистоты, преданности, добра, любви, жертвенности, отечестволюбия, что и дало основания дать определение миссианской роли России, как силы <удерживающей>. И только созданная носителями этой парадигмы система образования, вобравшая в себя весь созидательный духовный опыт, способна наделить яркие, пытливые, талантливые, но ещё неокрепшие души наших детей соответствующими знаниями, создать духовную опору патриотического служения своему Отечеству, т.е. вооружить тем оборонительным духовным оружием, совершенное владение которым и ляжет в основу активного информационного противодействия современной антинациональной, агрессивной, предельно циничной и пошлой информационной среде.

<:Воспитание духовности - продолжил В. Ганичев, - важнейший вопрос сегодняшнего дня, -это нерв всего нашего общественного организма, смысл существования нашего человека, его самочувстие, да, собственно говоря, и само его выживание.: Вне всякого сомнения, все его успехи или неудачи объясняются единственным - включён ли он в это глубинное, духовное представление о мире, следует ли он высоким Божественным законам или отрицает их, участвуя в разрушительном, античеловечном, богонеугодном:>. Далее выступающий рассказал о деятельности Всемирного Русского Народного Собора, противодействующего силам, постоянно пытающимся внести атмосферу вражды, столкнуть представителей различный традиционный конфессий, столкнуть науку и веру (этой теме было посвящено одно из заседаний ВРНС, где впервые за за 200 лет одним столом собрались известные учёные и священство, выступили и Святейший Патриарх и Президент РАН:), об исторической встрече русских писателей со Святейшим Патриархом Алексием II, на которой им было подчеркнуто, что в годы атеизма нравственность, глубинную духовность передавала нашему обществу классическая русская литература, и Союз писателей России является продолжателем именно этих традиций, об итогах проведённого Всероссийского литературно-художественного конкурса для детей и юношества <Гренадеры, вперед!>, посвящённого 60-летию Великой Победы и о новом клнкурсе на тему: <Вера. Флот. Отечество. Адмирал Ушаков>:

В рамках Фестиваля духовной культуры прошло представление Православного образовательного Интернет-портала <Слово> (разделы - педагогика, филология, история, естествознание, дошкольное образование), в котором приняли участие зав.кафедрой Общего и сравнительного языкознания филфака МГУ А. Волков, иеромонах Августин (Заярный), сопредседатель СП России, доктор исторических наук С. Перевезенцев и др.

 

ПЕРВЫЙ КОНГРЕСС ФОЛЬКЛОРИСТОВ

 

Большое внимание участников Рождественских чтений привлёк прошедший в его рамках Первый Конгресс Фольклористов, собравший известнейших российских и зарубежных учёных, литераторов, музыкантов, выступление на котором нашего замечательного писателя, секретаря СП России Владимира Личутина мы публикуем:

<В двадцатом веке в России произошли два драматических события, которые мало кто заметил. Случился закат былины, а значит, обсеклась конкретная, осязаемая связь с мирозданием. Город победил деревню, а значит, стремительно стала иссякать сама живая субстанция, те национальные дрожжи, на которых выстаивалась наша родная культура.

Что для нас особенно дорогое под небесами под Божьим прикровом? Не газ и нефть, не злато-серебро, не ракеты и атом, но Мать сыра земля, русское племя, одно  из древнейших в мировой истории ,и душа народа, ее удивительно  слитное, несмотря на огромные пространства отечества, сокровенное, таинственное чувство родины, которое пытаются понять и всякий раз отступают в недоумении. Вот она, казалось бы, вся перед тобою , бери голоручьем и властвуй. Но, увы! Вроде бы неслиянный, но и нераздельный народ русов-ариев, внешне беспутно, беззащитно и как-то рисково, приманчиво разлившийся по Европе и Азии, но и словно бы повязанный невидимой вервью, многие тысячелетия кочующий по землям с неведомой целью, и снова возвращающийся назад в свои извечные  пределы, дарованные Господом. Все ветшает, упадает в прах на этом свете: и пречудные дворцы, и богатая гобина, и всякая дорговь, адаманты, и камень-яспис, и золотые подвески, и ожерелья, и бархатная лопать и меховая рухлядь, и заветные < шобалишки>, и золотная обьярь, и суконные портища, а, значит, нет смысла крепко печалиться и тосковать по ним. И <только душа - вещь непременная>, которая высветляется страстями , поклонением к земле отичей и дедичей и к Спасителю, ибо <Бог - это любовь. Любовь - и есть Бог>.

Душа строится не только верою и любовью, не только страстями земными, но и опытом, но и всевечным неустанным трудом (<Трудись и жизнь твоя протечет незаметно>), но и переживаниями, чувственной сердечной работою, сотворчеством с изменчивой душою неба и Матери-сырой земли, в лоне которой для каждого из нас приготовлено свое  место. Родная земля, как раскрытый на все четыре стороны света храм, позывала к сотворчеству, песне-молитве и заплачке, к преданию и к скоморошине, к заговору и заклинанию, к ритуальному хороводу и к многосмысленной сказке, былине-старине и к духовному стиху; пережитое и познанное надо было запомнить, чтобы не набить шишек в другой раз, передать урок ближнему. Позднее историческое народное знание о земле и вселенной, вылившееся из сокровенного смысла жизни, было названо творчеством. Но это творчество было иного рода, нам уже не подвластное, -общиное , дружинное творчество русского Микулы Селяниновича. Надо было иметь, <русскому соборному Микулушке> цельную глубокую память, богобоязненную душу и здравый ум, чтобы не только ворочать пашенку копорюгою, но и выявить вовне лишь самое необходимое, чтобы не потеряться в лишнем знании; надо было жить в плотной родственной близости, чтобы верно передавать <сумочку с тягой земною> по древу через тысячи лет по череде поколений, не надорвавшись, и вот эту способность нации изустно нести и далее закодированную национальную память, мы увы, уже потеряли из-за лености и гордыни расслабленного ума. Спасибо жертвенным поклонникам народной культуры - фольклористам, что не куксясь, не впадая в уныние, добровольно взвалили на себя урок древних учителей-волхвов и начетчиков, и архивистов, и охранителей, и пропагандистов, ключарей и казначеев неоценимой народной казны, которая  без усилий верных служителей, могла бы легко потеряться, погрузиться в нети, под тяжкий спуд, как когда-то повалился в домовину русский богатырь Святогор.

Было время, когда фольклористы совсем заскорбели сердцем, положили на ум, что коли мелеет народная творческая река, то и культуре этой приходит забвение. Да нет, изустное творчество, прилежно, с умом укладенное в скрыню, не тлеет и не умаляется в своем качестве, но обретает некоторую соль и перец, а значит и сам русский человек объявляется нам с совершенно иной  физиономией , о которой мы и не помышляли. Собрание поэтических представлений о природе и вселенной вдруг обретает свойства великой всеобъемлющей энциклопедии, открывает черты истории, хроники, продлевает знание о предках на многие тысячи лет вглубь, рисует далекое прошлое блистающим адамантом самой изощренной огранки, припускает национальному детству очарования и прелести, а древу русского рода - вечности. По фольклорному своду, как собранию человеческих страстей, мы узнаем дорогу давно ушедших вперед. Только нынче, когда изрядно уже пожито, я вдруг понял с грустью, как много я потерял, позарившись на вершки народной культуры, но беспечно избежав ее глубины. И слава Богу, что в двадцатом веке не утрачено философское понимание фольклора, как <земных бытийных книг>, и исследователям народных преданий Афанасьеву, Буслаеву, Рыбникову, Бессонову и другим появилась череда верных России последователей, любящих свой народ с широко распахнутым сердцем и проникновенным взором. Они встали редутом на пути <недотыкомок>, что уверяют ежедень, сокрушая нашу душу, что русского народа нет, он потерялся, разбился на изолированные группки и уже готов рассыпаться в безмолвную пыль. Иные философы договорились уже до того, что русской нации никогда и не было, это лишь красивый миф, созданный  монашеством и светскими писателями в услугу властной имперской  верхушке, - но населяет покоренные, залитые кровью земли <бессловесное тупое стадо>, годное лишь для бесконечных войн. И то, что триста  лет скрывалась от простеца-человека вся глубина фольклора, не обьяснялся мистический смысл древнего предания уходящего далеко за пределы нашего куцего воображения,-я считаю сознательным умыслом, заговором против русского народа, чтобы убедить в случайности появления на свет, детскости, незрелости и скором его исчезновении:

         Судьба  народного творчества, и судьба крестьянина были всегда неразрывны, но если запечатленный в книгах фольклор обретает нынче новое дыхание, погружаясь в теснины города, в глубины мещанской и ремесленной жизни, то на русское крестьянство обьявлен мировым ростовщиком последний поход. Русская деревня во все четыре стороны света погружается в забвение, в чертополошину и мрак,  а вместе с нею и христианин уходит  в нети , скоро теряет православный, богатый земным опытом облик.Сейчас мы присутствуем при очередной перековке русского человека, и опыт этот еще более безжалостен и циничен, чем социалистический урок.Словно бы русское племя готовят к новому походу по заповеданным Богом пространствам:

         Минули века хулы и гонений на народную культуру. И вот нынче в сакральном месте России под сводами храма Христа Спасителя собрались хранители русской памяти, а значит у православной церкви  родился позыв взять под свое охранительное крыло все тысячелетия бытия русского народа, который во все времена с первого момента возникновения жил с Богом.

И в заключение стоит привести слова замечательного этнографа Бессонова, что < русский народ даже в остатках своего творчества передал повесть своего доисторического бытия глубже, выразительнее и обильнее многих современных народов Европы, сравнимого, разве что, лишь с Элладой.>

 

СЕКЦИИ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ

 

В рамках Рождественских чтений с участием членов Союза писателей России работали десятки тематических секций. Одна из них - <Реформы образования и современная школа> прошла в самом Союзе писателей (председатель док. филол. наук, профессор, председатель Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка РАН, член Комиссии по образованию РАН В. Ю. Троицкий, сопредседатели - док. истор. наук, профессор, сопредседатель СП России С. В. Перевезенцев и член СП России И. И. Стрелкова) кроме руководителей на секции выступили док. пед наук, Президент Всероссийского Фонда образования С. К. Комков, депутат Мособлдумы, зам. пред. Комитета по труду и социальным вопросам Л. Н. Кривцова, канд. филол. наук Т. Л. Морозова (ИМЛИ РАН), канд. филос. наук, полковник, член СП России С. А. Порохин и др.

С 1 по 3 февраля активно работала секция <Основы православной культуры в системе образования> (председатель - член СП России, автор и разработчик кусов <Основы православной культуры и <История религиозной культуры>, президент Фонда < Основы православной культуры>, гл. ред. изд <Основы православной культуры> кавалер Ордена РПЦ им. Прп. Сергия Радонежского А. В. Бородина, сопредседатели - настоятель храма Свт. Николая Чудотворца в Пыжах, глава Комитета <За нравственное возрождение Отечества>, духовный руководитель проекта А. В. Бородиной <Основы православной культуры> протоиерей Александр Шаргунов и сотрудник Отд. религиозного образования и катехизации РПЦ иерей Сергий Соколов, кураторы секции ген. дир. изд. <Основы православной культуры> Н. В. Демкова и дир. сред. обр. школы №979 г. Москвы Л. Я. Носкова). В работе секции также приняли участие Владыка Максим, епископ Барнаульский и Алтайский (почётный председатель секции), Владыка Вениамин, архиепископ Владивостокский и Приморский, Владыка Павел, архиепископ Рязанский и Касимовский, Владыка Зосима, епископ Элистинский и Калмыкский, сопредседатель СП России, док. истор. наук С. В. Перевезенцев, депутат Госдумы ФС РФ, зам. пред. Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, к.ю.н. А. В. Чуев, докт. филол. наук, профессор И. Г. Минералова, секретарь СП России А. Б. Дорин, председатель Православного собрания Львовщины В. А. Каменный, профессор РАТИ (ГИТИС), нар. арт. СССР Г. П. Анисимов, зам. руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Нижегородской епархии РПЦ, канд. пед. наук Е. И. Власова и др.

Кроме того, в Центральном Доме литераторов, в рамках одного из заседаний секции, посвящённого теме <Основы православной культуры - концепция жизни и творчества> был проведён творческий вечер (ведущий - член СП России, руководитель Клуба <Новая книга> И. М. Блудилин -Аверьян) авторов поэтического сборника <Самое-самое> - А. Шорохова, А. Кувакина, Б. Лукина, Ф. Черепанова, А. Суворова. Свои стихи также прочитал М. Гусаров.

Итоги работы секции <Основы православной культуры в системе образования> подвёл Владыка Максим, епископ Барнаульский и Алтайский.

Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru