Rambler's Top100
   Новости, объявления:  Корфу Адмирала Ушакова
соб.информ  

Октябрь 2005 года. В День святого игумена земли русской  Сергия Радоженежского на землю православной Греции - остров Керкир - приземлился чартерный самолет, в котором для участия в Ушаковской <Русской неделе на Корфу> прибыли священники, предприниматели, журналисты, кинематографисты, артисты и значительная группа писателей, философов, богословов, политологов, историков, в составе которой был и Председатель Союза писателей России, доктор исторических наук Валерий Ганичев, который по возвращении в Москву дал руководителю пресс-центра СП России Александру Дорину публикуемое ниже интервью.

- Валерий Николаевич, вот уже несколько лет на греческую землю высаживается солидный культурно-научно-писательский десант для участия в мероприятиях, конференции, освещённых именем великого русского флотоводца адмирала Фёдора Ушакова. Проводятся ли какие-либо ещё международные конференции подобного масштаба, посвящённые замечательным русским полководцам?

- Лично я, таких не знаю. Собственно говоря, то, что происходило на Корфу я классической конференцией бы не назвал, это скорее акция, традиция, которая здесь установилась. Если в 2002 году на Корфу впервые состоялась встреча, посвящённая памяти адмирала Ушакова, установлению, при активном участии Фонда <Русский предприниматель>, памятника великому флотоводцу, то в 2003 году при участии Афинского и Керкирского университетов, Союза писателей России, Всемирного Русского Народного Собора была проведена научная конференция, придавшая акции памяти новое качество, когда из архивов были представлены интереснейшие материалы, были прочитаны фундаментальные доклады, исследовавшие, например, историю создания Ушаковым греческой Республики Семи Островов и установления там православного епископата, организации системы образования, проанализированы юридические аспекты, военные операции на Ионических островах:

Если обратиться к историческим событиям двухсот шестилетней давности, то, вне всякого сомнения, Ушаков в той сложнейшей военно-политической ситуации проявил удивительные качества и как полководца и как государственного деятеля, став, по сути, распорядителем, политическим аналитиком, историческим исследователем, вознесшимся к вершинам понимания состояния греческого народа, мыслителем и, конечно, православным подвижником, которого судьба Божиим провидением привела на помощь стране, подарившей России православную веру.

Его воля и встречное желание керкирцев написали здесь в 1799 - 1800 годах одну из самых ярких и красивых страниц греческого народа. Фёдором Ушаковым здесь было, практически, создано первое греческое государственное образование после 300 лет Оттоманского ига - Ионическая Республика Семи Островов. Его усилиями как дипломата и государственного деятеля была принята одна из самых демократических конституций в Европе, учитывающая традиции самоуправляемых греческих полисов на Адриатике. Он возвратил на Острова православие, возродив православный епископат, погашенный католической Венецией. Он способствовал созданию небольшой армии как символа независимости. Греческий язык стал языком республики, до этого тут господствовал итальянский:

Доктрина Ушакова была такова: демократическое православие - духовная основа греческой островной республики, демократическая конституция, учитывающая исторические традиции, развитие образования, судебные иски на греческом языке, а главное - мир и порядок на Ионических островах:

- Расскажите, как проходили Ушаковские дни памяти в этом году?

8 октября высадившиеся на Керкире русские люди пришли в храм Иоанна Предтечи, что расположен через площадь от знаменитого храма Спиридона Тримифунтского, где находятся мощи почитаемого во всем православном мире святого. Храм Иоанна Предтечи известен нам в связи с удивительной историей жизни одного из его священников, связавших свою судьбу с Россией в XVIII веке - Никифор Теодокис служил в нем службу, а затем уехал в Россию, где был рукоположен в епископы, затем архиепископы, служил в Полтаве, затем стал архиепископом Херсонским и Славенским, с 1872 года занял престол архиепископа Астраханского и Ставропольского. Окончил он свою жизнь настоятелем Свято-Данилова монастыря, где и почил в 1800 году. Вот какая удивительная историческая дуга. Сейчас наши греческие единоверцы рассматривают вопрос о причислении Никифора Теодокиса к лику православных святых, в Свято-Даниловом монастыре ведутся работы по поиску его святых останков:

Храм Иоанна Предтечи посещали не раз моряки эскадры Ушакова, да и он сам, я уверен, не раз стоял в молитве.

Молились там и мы на прекрасной двуязычной литургии. Три греческих священника и три наших вели службу попеременно, в конце храма пел греческий хор, изредка в хоре с ними вступали приехавшие с нашими батюшками прихожане их храмов. Все было удивительно слаженно и красиво. Потускневшие от времени и намоленные иконы не видели, наверное, такого количества русских молитвенников со времен Ушакова. Мы чтим их давнего настоятеля Никифора Теодокиса, парсуна которого расположена над выходом из храма. Батюшка из Владимирской епархии вынес чудотворную икону Серафима Саровского, которая мироточила и помогала многим верующим в их просьбе. Она и была в центре, слева была икона святого праведного Феодора, к которой приложились и мы. Нас исповедовали: и вот причастие в центре Керкиры, в православном храме. По окончании литургии совершили панихиду в честь упокоенного в храме соратника Ушакова, капитан-лейтенанта Савицкого. Умер он в 1799 году от холеры. Плита с надписью о нем и ограждение является местом поклонения.

В тот же вечер мы поспешили в храм Спиридона Тримифунтского, где любезные священники открыли нам мощи святого. Мы зашли в небольшой придел у алтаря и приложились к ним. На прикладывающегося внимательно глядел и сам святой. Было немножко страшно и торжественно. Затем прочли акафист святому и приложились к иконам. Меня все время не отпускало глубокое чувство истории, казалось, дыхание ушаковского времени проносилось над нами. Ведь и Федор Ушаков преклонялся перед святым, на Пасху 1799 года он нес вместе с греческими священниками мощи Спиридона во время крестного хода. "Святой Спиридон, моли Бога о нас!"

Поразительные нити тянутся с Керкиры в Россию и обратно. Никифор Теодокис, бывший архиепископом в Херсоне, где Ушаков получает первый свой орден за то, что поборол чуму среди моряков его корабля. Ушаков, освободивший Корфу, и Иоанн Каподистрия, бывший там в эти годы, а позднее вступивший на дипломатическую службу России и даже бывший фактическим министром иностранных дел всей Российской империи. На конгрессе в Вене, который решил судьбу всей посленаполеоновской Европы, он представлял интересы России (после образования независимого греческого государства он стал его министром иностранных дел). Случайно ли это?

Конечно, нет. На Корфу понимали политику и высокое духовное вселенское и державное призвание России. Русские понимали своё место в духовном служении Греции.

:Когда двинулся крестный ход от храма Иоанна Предтечи, громыхнули греческие музыканты, затем с флагами Греции и России русские моряки с судна "Азов". Их оркестр переплетал русские марши с музыкой греческих музыкантов.

За рядами моряков - архимандрит Алексий, настоятель Свято-Данилова монастыря, и отец Владимир из Вышнего Волочка несут икону святого праведного Феодора Ушакова, воина непобедимого. Вдоль улиц выстраиваются люди. Старики и дети, молодые девушки и крепкие мужчины. Почти все крестятся и кланяются лику святого адмирала. Он уже известен на островах, людей, которые не принимают факты исторического освобождения Ионических островов и создания здесь первого греческого государства после 300 лет оттоманского ига, все меньше. Еще десять лет назад внедрялась мысль, что это была оккупация. Внедрили ее в мозги в XIX веке англичане. Никак они не могут согласиться, что кто-то, кроме западных цивилизаторов может нести свободу и независимость народам.

Крестный ход подошел к памятнику Иоанну Каподистрия. Говорит губернатор, заместитель мэра, советник посольства России, княгиня Ольга Овсяникова-Куликовская, представительница царской аристократической фамилии. Дальше - гимны. Салют. Венки. И идем к памятнику Федора Ушакова.

Вот он, возведенный в 2002 году здесь, у южной мощной и неприступной стены крепости. Небольшой молебен: "Святой праведный Феодор, моли Бога о нас!" Губернатор (префект) Георгий Махимарис говорил со знанием дела, понимает роль, которую сыграл Ушаков в создании Республики Семи Островов, первого греческого государства. "Двое великий святых связывают нас крепкими узами, - сказал он, - Спиридон Тримифунтский и Феодор Ушаков".

Когда в прошлом году на научной конференции я подарил ему книгу об Ушакове и икону святого адмирала. Он прослезился и сказал, что ему никто не дарил икон. Это было немного странно - для православной Греции. Но дух Ушакова вошел в него прочно.

А выступления у памятника продолжались - от лица мэрии, от российского посольства, от Центрального федерального округа. Слово было предоставлено и мне. Я смотрел на скромный, но памятный монумент с чувством глубокого благодарения тем, кто три года назад способствовал его открытию. На мраморной плите бронзовый барельеф адмирала и стоящий рядом якорь. В свидетельстве одного негоцианта говорилось о том, что храмы Керкиры в 1799 году заполнились моряками и офицерами эскадры Ушакова. Впереди стоял адмирал, князь Волконский, командиры кораблей, солдаты и моряки. Они приветствовали греков: "Здравствуйте, православные". А те отвечали им по-гречески так же.

Думаю и благодарю Бога за предоставленную возможность более 30 лет - с конца 50-х годов, когда в Николаеве после распределения университета погрузился в историю Новороссии, Черноморского флота, Ушакова - трудиться над книгами о православном адмирале. Так появились романы "Росс непобедимый>, "Флотовождь", книга <Ушаков> в серии ЖЗЛ. Думаю, что каждый новый факт, новое свидетельство из жизни адмирала, обнаруженные в архиве, сопоставление их, включение в общую историческую панораму, все больше раскрывало истинное значение деяний Ушакова, возвышало его.

- Валерий Николаевич, а когда у вас впервые зародилась мысль о необходимости начать работу по сбору для Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви материалов о подвижнических трудах в служении Отечеству и народу Божию адмирала флота российского Фёдора Ушакова, о его благочестивой жизни, праведности и милосердии?

Здесь большую роль сыграло посещение Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря - атмосфера его, молитвы и созерцания, неторопливая служба переносили во время, когда адмирал по "седмицам проводил время в келье и усердно молился". Озарение пришло во время конференции, посвященной 250-летию со дня рождения Ушакова, проводимой в Санаксарском монастыре. Так и родилось в 1995 году знаменитое письмо и материалы о святости Ушакова, которые архиепископ Варсонофий благословил направить Святейшему Патриарху. Сложилось так, что православный люд давно ждал такого небесного покровителя. Священноначалие ощущало эту потребность, а монахи молились в 2001 году, чтобы святой праведный Феодор пришел к нам. Так историческое исследование-роман рождало дальнейшее продвижение героя в сферу духа и уже новой истории.

Несколько лет при теснейшем взаимодействии с Саранской епархией шла скрупулёзнейшая работа по сбору и подготовке материалов в ноябре 2000 года Синодальная комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви, рассмотрев на своём заседании собранные материалы, приняла решение о причислении адмирала Российского флота Фёдора Ушакова к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии, а решением Архиерейского Собора РПЦ (3-8 октября 2004 г.) - к лику общецерковных святых: И надо сказать, святого праведного воина Феодора Ушакова греческая поместная церковь уже признаёт.

И я очень рад, что здесь на Корфу, смог подарить участникам Дней памяти прославленного адмирала только что вышедшее в молодогвардейской серии <ЖЗЛ> второе издание книги <Ушаков>, на титульном листе которой значится <Святой праведный Феодор Ушаков> (издание второе, исправленное автором и историей)>, основанием же для столь значимого изменения названия стало появление в книге второй части <Святой праведный воин>, добавляющее к земной, воинской судьбе непобедимого русского флотоводца удивительную историю его праведной жизни, причисления к лику общецерковных святых и прославлению его как праведного воина Феодора.

- Как сообщалось в различных СМИ, на Корфу произошло ещё одно знаменательное событие - группой учёных была представлена (и было положено начало обсуждению) фундаментальная работа <Русская доктрина> (<Сергиевский проект>):

Знаете, во время поездки на Корфу один из молитвенных, мужественных, активных участников экспедиции сказал мне: "А вы думаете, что деятельность Союза писателей России, Всемирного Русского Народного Собора, ваших журналов не дает плодов. Нет, она прорастает во многих других книгах и изданиях, в душах наших людей>.

И, действительно, это мы в полной мере почувствовали на третий день пребывания на острове, когда группа ученых, общественных деятелей, публицистов представила на обсуждение необычайно важное и знаковое, объемное и разноплановое сочинение под названием "Русская доктрина". И очень знаменательно, что представлена она была в том историческом месте, где более 200 лет назад была явлена Греции и миру <православная доктрина> адмирала Ушакова.

Мир после распада СССР (и это признано официально) погрузился в глубочайший геополитический кризис. Создатели <Русской доктрины> заявили, что против нашей страны было применено "консциентальное оружие" (оружие, поражающее сознание, разрушающее менталитет противника) - с середины 80-х годов с провозглашением нашей страны "империей зла". Мы извне и изнутри (но оплачиваемые извне) услышали такое количество брани, похабщины, увидели такую непристойность, направленную в наш адрес, что любой другой народ бросился бы в самоубийственный бой против обидчика (который и ожидал этой неподготовленной к победе реакции). Надо честно сказать, у народа, у патриотических здоровых сил не оказалось адекватного орудия противодействия.

Но постепенно такие духовные силы собирались. Они в разных местах, в разных слоях общества ковали "оружие ответа" этой агрессии. И это оружие может выковаться только на духовно традиционалистской основе. В "Русской доктрине" (<Сергиевский проект>) сказано: "Если для других наций крах государства - это еще не полная катастрофа:, то мы, потеряв государство, потеряем все. Но даже если исходить из худших сценариев, у нас есть поучительные и вдохновляющие примеры. Это святой Александр Невский и преподобный Сергий Радонежский, именем которого назван наш проект. В эпоху погибели земли Русской святой Александр Невский не утратил веры в будущее, не растерялся, а сумел мобилизовать народ на сохранение веры, на сбережение национальных святынь. Веком позже в самый разгар татарского ига преподобный Сергий Радонежский показал Руси - зачем жить".

С глубоким удовлетворением хочу отметить, что в составе авторского коллектива, редколлегии, экспертного совета <Русской доктрины> работало немало членов Союза писателей России - В. В. Аверьянов, П. В. Калитин, А. Б. Кобяков, А. Н. Анисимов, И. Л. Бражников, Я. А. Бутаков, В. А. Кучеренко, Е. С. Холмогоров, К. А. Черемных, Ю. А. Бородай, В. И. Карпец, В. Л. Махнач, К. А. Кокшенёва, С. П. Пыхтин, В. Е. Хомяков, Т. Л. Шишова, Л. Сычёва.

И сейчас мы видим как наполняются живительным воздухом паруса державного российского корабля, в наше сознание, наш дух, быт входят те, кто, как и святой праведный воин Феодор Ушаков, одухотворил нашу державу, наш народ>.

Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru