Rambler's Top100
   Новости, объявления:  Кино без барьеров
Вера Анисимова, ученица гимназии № 1543, Москва  

Осенью прошлого года в Москве состоялся Международный кинофестиваль по проблемам инвалидов "Кино без барьеров". В программе мероприятия приняло участие более 100 фильмов из 16 стран мира. Цели кинофестиваля - привлечение внимания общественности к богатому потенциалу инвалидов и разнообразию их интересов. Знаменательно, что это уже вторая инициатива по организации подобного кинофестиваля. И это неслучайно, т.к. проблемы, затронутые режиссерами, сценаристами и, конечно, героями не оставляют равнодушной общественность (фестиваль посетили около тысячи зрителей, среди них - более трехсот детей), дают обширную почву для размышлений, осмысления собственных поступков.

 

А 17 марта в Центральном Доме журналиста прошел показ 5 наиболее ярких фильмов кинофестиваля, среди которых картина Тофика Шахвердиева "О любви ", немецкое "Лучшее изобретение Грегора", "Я не покину тебя, пока не умру", "Харви Крампет", "Письмо матери". В интернет-зале собралось мало желающих, но даже тем немногим, кто все-таки решил посетить это мероприятие, после трехчасового просмотра шедевров современного кинематографа приоткрылся иной мир, далекий, но в то же время очень близкий и родной. В условиях пропаганды псевдокультуры, безнравственного образа жизни необходимы подобные фильмы. Зритель проходит своеобразный катарсис, глядя на мужественных и перспективных людей: каждый из героев чего-то достиг в жизни или у него есть цель, заветная мечта, к которой он стремится.

"Кино без барьеров" - это не просто наборы документальных съемок. Каждый фильм сочетает в себе черты реалистической и художественной драматургии. Важно, что герои картин не профессиональные актеры, потому что театральные навыки сделали бы картину вычурной и несколько надуманной. Безусловно, проведена колоссальная работа режиссерами, постановщиками, чтобы реалистическая и художественная ткань составили единую композицию фильма.

Первый фильм "О любви" завораживает зрителя искренностью, откровенностью высказываний детей на взрослые темы. Сначала невольно смеешься над наивными высказываниями ребят о любви, дружбе. Но через какое-то время начинаешь прислушиваться к их суждениям: в их по-детски сформулированных тезисах и незамысловатых рассказах есть немалая доля истины. В фильме показан быт детей-инвалидов, которых заботливо опекают учителя и любящие родители. Остается радоваться, что существуют люди, для которых жизнь этих детей не безразлична и дорога.

В фильме нет каких-то душераздирающих сцен, напротив, присутствует доля оптимизма, светлого чувства, передающихся зрителю. Тофик Шахвердиев - режиссер фильма считает название фильма очень удачным. Действительно, "О любви" может быть истолковано не только как рассказы детей о прекрасном чувстве, которое большинство из них испытало. В фильме показана любовь и забота родителей, мужество и нравственная чистота этих людей. Именно они делают своих чад самыми счастливыми, создают условия для их полноценного роста, развития и становления, как личностей. Зритель после просмотра фильма убеждается в том, что из этих юных граждан вырастут патриоты своей страны, образованные, духовно одаренные люди. Это воодушевляет и окрыляет.

Следующий короткометражный фильм "Лучшее изобретение Грегора" рассказывает совсем другую историю. Но одно их объединяет: любовь к близкому человеку, желание помочь ему. Это рассказ, можно сказать, в некотором роде сказка о внуке, который мечтал о том, чтобы его любимая бабушка снова начала ходить, конечно, не ходить, но создать иллюзию передвижения в пространстве. Режиссер Йоханнес Кифер показывает трогательные взаимоотношения пожилой фрау и Грегора, который в финале все-таки осуществил свою задумку: последний кадр - бабушка буквально парит над землей, а внук искренне радуется, потому что смог сделать любимого человека счастливым. Эта идея прослеживалась и в предыдущем фильме, но здесь она звучит как итог продолжительной работы по созданию почти неземного пространства счастья, взаимопонимания, любви. Действительно, помочь человеку можно только искренне любя его и желая помочь.

Абсолютно неординарен польский фильм. В нем показана необычная, трогательная дружба двух мужчин. Они составляют, по их же словам, единого человека. Франек был умственно отсталым человеком, но физически здоровым, а у Анджея парализованы руки. Они познакомились в интернате для детей-инвалидов, и сразу стали друзьями, потому что не могли жить друг без друга. Анджей говорил: я стал мозгом Франека, а он моими руками. Герои на протяжении всего фильма ищут себе спутниц жизни. Зрительно очевидно, что они никогда не смогут жить друг без друга, их нельзя разделить, они - единое целое. Это все равно, что отделить тело от души. Название фильма подтверждает мои слова. В киноленте присутствует трагическая нота, потому что их поиски бессмысленны и фатальны для них обоих.

Пластилиновая анимация "Харви Крампет" - типичный пример сделать все проще, понятнее, очевиднее и рассчитан на западную публику. Это мультфильм о человеке с отклонениями (он постоянно до чего-то дотрагивался, например, до носа при знакомстве), которого постоянно постигают неудачи. Зритель, конечно, смеется над оригинальностью режиссера и умными фразами, "фактами", которые коллекционирует и записывает главный герой, но, надо заметить, фильм во многом уступает предыдущим кинолентам. Главная идея - Харви такой же, как любой человек, он ни чем не отличается от нас с вами. Но, признаться честно, зритель не сопереживает герою, потому что он никого, кроме себя не любит. Его семья - пластилиновая выдумка. О дочери он почти не заботится, жену не замечает (пока она была жива). В фильме показаны только факты, зритель не видит переживаний героя, его внутреннего мира; у него нет цели в жизни. Эта лента по-американски отлично снята, но поверхностна и тривиальна.

Последний фильм, из показанных "Перспективой" в Центральном Доме журналиста - "Письмо матери", настоящий киношедевр. Это история писателя Рубена Гонсалеса Гальего о его разлуке и встрече с матерью. По сценарию фильма герой - испанский беспризорный в СССР, брошенный системой, обреченный на мучительную жизнь в детских домах, страхом перед домом престарелых, ищет свою мать. За кадром герой читает письмо, написанное им матери, в котором рассказано о его тяжелом детстве, что поражает зрителей, заставляет задуматься о собственном существовании. Параллельно показаны отдельные эпизоды из детства и путешествие героя. Благодаря своему мужеству, отваге и заветной мечте, не без помощи любящих его людей, которые появлялись, "когда он в них особенно нуждался", он находит свою мать. Рубеном Гонсалесом Гальего была проделана огромная, кропотливая работа по сбору фактов, сведений, сопряженной с немалыми трудностями (герой с другом путешествуют по Испании, Франции, Чехии), но он никогда не терял надежду.

На протяжении всего фильма мы не видим героя (зритель лишь предполагает, как он выглядит, и это еще больше обостряет конфликт, потому что лишь одно предположение о его внешнем виде заставляет содрогнуться и буквально преклониться пред мужеством, стойкостью духа этого человека и людей, окружающих его), и лишь в конце оператор показывает нам его и счастливую мать, которая как бы заново обрела сына.

Именно поэтому подобные фильмы необходимо показывать не только журналистам. Киноленты буквально переворачивают сознание зрителя. Каждый человек найдет в фильмах что-то важное для него: изменит жизнь к лучшему, в конце концов, задумается, что он не один в этом мире, что есть люди, нуждающиеся в любви и заботе. Такие фильмы открывают глаза на действительность: не все потеряно. Хочется, чтобы подобные показы таких замечательных фильмов осуществлялись чаще и для большей аудитории. "Перспектива" проделала огромную работу, спасибо ей за это!

Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru