Rambler's Top100
   Новости, объявления:  "Небесный град и земное Отечество"
соб.информ  

Событие, произошедшее 22 февраля в Союзе писателей России к числу ординарных, даже при нашей сверхнасыщенной представлениями многочисленных книг, юбилейными датами, региональными и московскими совещаниями молодых, выездными секретариатами и пленумами, писательской жизни, не отнесёшь.

Действительно, открытие под эгидой Всемирного Русского Народного Собора (главой которого является Святейший Патриарх Алексий II), СП России и оргкомитета фестиваля-видеоархива <Память России> (при деятельном участии библиотеки им. М. А. Шолохова Восточного АО  Москвы) писательского Киноклуба документального кино <Небесный град и земное Отечество> - явление не рядовое. Да ещё и присвоение ему имени недавно ушедшего от нас удивительно светлого русского человека Сергея Артамоновича Лыкошина, человека, который каждое мгновение земной жизни посвятил Отечеству, своей России, открывшейся с самого детства всепоглощающей любви к ней, воспринимавшего как свои все её боли и радости, победы и поражения, трагедии и высшие образцы духа, как в исторических глубинах, так и в современности. Собственно, он и не представлял самого себя вне России, вне русской православной жизни, - которую Господь, безусловно, оставит его душе, где бы она ни витала. Присвоение же Клубу такого имени поднимает планку духовной ответственности его организаторов на немалую высоту.

Открывая первое заседание Киноклуба, зам. Главы Всемирного Русского Народного Собора, Председатель СП России Валерий Ганичев рассказал собравшимся о глубокой, в значительной степени определяющей направления развития и стратегию ВРНС, работе члена бюро Совета ВРНС, сопредседателя СП России Сергея Лыкошина, в сфере профессиональной деятельности которого были вопросы культуры, национального самосознания, защиты русского языка, духовной безопасности:-

<Нам бы очень хотелось - продолжил В. Ганичев, - на заседаниях открывшегося при Союзе писателей России Киноклуба познакомиться с лучшими образцами яркого, истинно национального документального кино - кино нашего Отечества, нашего народа - которому сейчас, к сожалению, путь на телеэкраны практически закрыт: Обратиться и к светоносному и к горькому прошлому России, к тому, которое помогло бы сделать глубокие выводы: всем нам соборно - писателям, художникам, кинематографистам, гостям Клуба - увидеть и ощутить её образ, разобраться в событиях дня сегодняшнего. В нашем Киноклубе, через слово и видеоряд созданный лучшими отечественными кинодокументалистами, мы хотели бы высветить точки соприкосновения с народной жизнью, составить некий духовный фронт пробуждения, утверждения, просвещения: составить вектор устремлённости к высоким идеям, к идеалам русской жизни: Образ, слово, лики и лица России, её дороги и вёрсты - вот темы обсуждения на ежемесячных заседаниях Клуба и проводящегося в рамках его работы Фестиваля документального кино: Нам бы очень хотелось, чтобы дети Сергея Артамоновича - Иван Сергеевич и Анна Сергеевна стали главными распорядителями, организаторами деятельности Киноклуба: >.

Вели заседание Киноклуба секретари СП России Сергей Котькало и Лариса Баранова-Гонченко, а также Эмилия Космачевская.

На первой творческой встрече в Киноклубе были продемонстрированы фильмы <Святой Силуан Афонский> (реж. Борис Конухов, автор сценария Юрий Лощиц); <За Тихий Дон> (реж. Максим Астраханцев, Эмилия Космачевская); <Мелочи жизни> и <Слова матери> (реж. Анатолий Заболоцкий - оператор и друг Василия Шукшина, снявший такие фильмы как <Калина красная>, <Печки-лавочки> и др).

Каждая из лент, безусловно, являлась яркой, самобытной авторской работой, при просмотре которой возникало удивительное ощущение сопричастности - открывалось как бы ещё одно окно в прошлое, настоящее и будущее нашего Отечества, открывалось высокохудожественным языком талантливейшей кинодокументалистики - и становилось абсолютно понятным, почему на нашем современном <демократическом> ТВ ей присвоен безапелляционный гриф <неформат>. Неформат - потому что о той, исконной России, о той, которой могут гордиться все поколения от мала до велика, о той России, которая дала миру высшие образцы культуры и отеческого служения. Сила же воздействия документального видеоряда весьма высока: и для воспитания (по замыслу либеральных политтехнологов) будущих <иванов не помнящих родства> такая информация крайне не желательна.

Это были фильмы о святом православном подвижнике о. Силуане Афонском, о трагической судьбе казачества (об одном из самых драматических периодов истории XX века - расказачивании, жестоком подавлении Вёшинского восстания, представленного на экране, в том числе, и через воспоминания старейших жителей станицы Вёшенской), судьбе великого писателя и великого романа, и пронзительные, истинно шукшинские фильмы о простой русской женщине Ефимии Быстровой, сыгравшей мать Василия Макаровича, и о самой его матери Марии Сергеевне Шукшиной. Но объединяло все эти ленты одно чувство, одна мысль - о неисчерпаемой глубине и красоте русского человека, русской православной цивилизации, о единых живоносных творческих источниках народности о. Силуана Афонского, Михаила Шолохова и Василия Шукшина.

А в перерывах между фильмами русские народные, казачьи песни исполняли Анна Бубнова и Владимир Королёв. Авторы рассказывали об истории создания своих лент. Все присутствующие поддержали предложение Анатолия Заболоцкого создать при Клубе видеоархив, сделать всё возможное для сохранения исторической памяти, в чём громадную роль играет отечественная кинодокументалистика (собственно, это и является главной  идеей фестиваля-видеоархива <Память России>).

Надо сказать, демонстрацию фильмов сопровождала довольно острая дискуссия (так как в зале присутствовали представители разных поколений, и соответственно, различных взглядов на советский период истории), в которой приняли участие народный артист России Юрий Назаров, критик Николай Сергованцев, певица Людмила Мальцева, Анатолий Заболоцкий, Сергей Котькало, Борис Конухов, Лариса Баранова-Гонченко, Марина Ганичева, Наталья Петрова, Максим Астраханцев, Валерий Хайрюзов, Эмилия Космачевская, Валерий Ганичев, Валентин Новиков, Наталья Ваймугина, Зинаида Иноземцева: Были высказаны и критические замечания, заданы вопросы, в частности, Н. Сергованцевым - почему все события Шолоховского фильма комментировали иностранные историки, а не глубочайшим образом знающие материал отечественные шолоховеды: был ли М. А. Шолохов, член ЦК Компартии, по сути своей антикоммунистом: К большой удаче авторов фильма <За Тихий Дон> критик отнёс глубокий историзм фильма, чётко показанную роль глобальной закулисы, которая раскручивала маховик гражданской войны, сталкивая различные социальные слои, раскулачивая, расказачивая: чего не мог в романе <Тихий Дон> описать М. Шолохов в связи с его молодостью:

Более двух часов продолжалась полемика, а на её фоне серьёзный разговор о судьбе России, - пронизанный и болью: и верой в её великое назначение. Разговор этот вышел далеко за пределы киносюжетов:

Вспоминая Сергея Лыкошина, и продолжая размышлять о трагедии гражданской войны, Лариса Баранова отметила, что, пожалуй, не было в нашем обозрении другого человека, который бы умел так умно, точно, любовно, мудро стягивать разные исторические, даже иногда, казалось бы, несовместимые идеи, только для того, чтобы достичь примирения в русском стане, не допустить повторения самых трагических страниц русской истории: Что же касается политических взглядов М. Шолохова, уточнила критик, то дело не в том, в какой степени великий писатель разделял или отрицал коммунистическую идею, главное, что он был - патриотом. А Валерий Ганичев напомнил всем, что именно здесь, в этом зале, была впервые представлена СМИ найденная, а точнее, возвращённая отечественной истории и литературе, рукопись <Тихого Дона>:

Заседание Киноклуба взволнованными и благодарными словами в адрес его организаторов и участников завершила дочь Сергея Лыкошина Анна, сказавшая в заключение:

<Самое важное, что все четыре фильма проникнуты живой болью, страданием, состраданием судьбе русского народа, глубокими искренними переживаниями за его прошлое, настоящее и будущее: Всё это так просто и естественно увязывается у меня с образом папы: Блаженные миротворцы - это про него. Очень трогательно, взрослый человек, он через всю жизнь пронёс завет своей простой бабушки, из крестьян (по линии мамы), которая с самого малолетства, учила его: <Серёнька, ты постарайся уж всё решать по-доброму, по-хорошему:> Он же всегда очень переживал, когда люди ссорились, ругались, принимал близко к сердцу и, насколько было возможно, старался - <по-доброму, по-хорошему>. Этим папиными словами я и обращаюсь ко всем участникам полемики, возникшего очень серьёзного разговора: От всей души благодарю авторов фильмов - за высокую ноту сострадания, боли за прошлое, и тревоги за будущее русского народа:Мы все глубоко это почувствовали:>  И как же искренне, по-лыкошински говорила Анна:

А я сидел и думал: только вчера в этом зале, на 40-дневную поминальную тризну по своему сердечному другу собрались родные и близкие Сергея Артамоновича - ах, как сегодня возрадовалось бы душа его! И вдруг тонко кольнуло сердце: память на мгновение вернула в то, совсем близкое январское Рождественское утро, чуть глуховатый, но очень тёплый голос Артамоныча, поздравления, добрые слова приятия, добрые пожелания, наполненные верой в жизнь, в скорые встречи: Остро и абсолютно реально я ощутил его присутствие: И сразу же мысленно поправился: конечно не <возрадовалась бы>, а радуется - вместе с нами!

 

Следующая встреча в Киноклубе им. С. А. Лыкошина состоится 28 марта в 14.00. Будут демонстрироваться фильмы о выдающихся русских композиторах Георгии Свиридове (авт. Николай Ряполов) и Валерии Гаврилине (авт. Валентина Гуркаленко), а также фильм <Полдень> (авт. Анатолий Заболоцкий).

Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru