Rambler's Top100
   Новости, объявления:  "Русскiй мiръ" - о героях и гениях русского мира

Издательство "Русскiй мiръ", существующее уже более пяти лет, приветствует многоуважаемых читателей журнала. Хотелось бы вкратце рассказать им - верится, что единомышленникам - об одном из главнейших направлений нашей нынешней деятельности - о масштабном проекте, получившем название "Русскiй мiръ в лицах".

Русская культурная традиция знает множество биографических книжных серий, и любой просвещенный читатель, не задумываясь, перечислит наиболее славные из них. Одни - такие, как "Жизнь замечательных людей" Флорентия Павленкова - давно завершились, превратились в законченный памятник культуры (хотя и не потеряли значимости, регулярно переиздаются). Другие - вспомним о "Жизни замечательных людей", детище А.М. Горького - благополучно продолжаются, разделяют со страной все невзгоды, обретают второе и третье дыхание. Названы только две выдающиеся серии, неназванных - и тоже ценных - намного больше, в их числе и серии сегодняшние, постоянно пополняющиеся. Излишне говорить, что "вторгаться" в такую компанию со своим "уставом" столь же почетно, сколь и рискованно. Оправданием - и для самого издательства, и для публики - может служить лишь самобытность упомянутого "устава", его "необщее выраженье".

Думается, что у серии "Русскiй мiръ в лицах", разработанной генеральным директором нашего издательства В.Е. Волковым и автором этих строк, вожделенная несхожесть есть. Вернее, она предполагается, и есть надежда, что будет присутствовать в каждой нашей книге. Прежде всего, уже из названия проекта ясно, что героями книг серии стали исключительно русские люди. Мы убеждены, что прошли те времена, когда подобный подход вызывал всяческие подозрения и гнусные обвинения с печальными последствиями. Многие народы давно не стесняются гордиться своими соплеменниками, составлять галереи национальных кумиров, а нам почему-то не рекомендуется "выделяться", нам желательно растворяться среди прочих, петь в хоре и т.п. Мы не против хора "всечеловечности" - и доказывали это на протяжении столетий много раз. Но мы и своеобычны - и обязаны хранить свою единственность. Русская история есть часть истории мировой, однако, это особая глава, и писали эту главу особые, преимущественно русские, люди. Люди, не противопоставлявшие себя прочим нациям, не пытавшиеся возвыситься над иноземцами - с них было довольно, что они ощущали себя русскими, частицей "русского мира". Сама деятельность этих людей - сохранение чистоты веры, достижение вод Великого океана, вступление в Париж и Берлин, спасение Запада от кочевников и многое другое - есть убедительнейшее и исчерпывающее доказательство того, что мы выделяем себя в уникальный "мир" не по прихоти, не по велению гордыни, но по заслугам, по праву сильных и отличных от иных. А выделяя - надлежит и заниматься самоописанием, делать это не от случая к случаю, но всегда, в том числе и в специальных книжных сериях. Таким самоописанием и стал проект "Русскiй мiръ в лицах".

У проекта есть и другая отличительная черта, позволяющая вести речь о его своеобразии. Большинство биографических серий - и указанные выше, и не указанные, но столь же достойные - используют давно апробированный метод жизнеописания, рассказа о герое от лица автора книги (который, разумеется, опирается на документы официального или личного происхождения). Метод сей весьма эффективен и часто приводит к успеху, однако не надо его абсолютизировать. Возможны и другие подходы, не менее продуктивные. К тому же следует понимать, что любой документ ("исторический источник") обладает большой потенциальной энергией; он весьма красноречив и многосмыслен по определению, а авторская трактовка, пускай даже самая проницательная, неизбежно упрощает содержание документа, превращает "источник" в инструмент подкрепления авторской позиции. Да и доверие к читателю тут вовсе не полное: ведь читателю преподносится уже жестко сформулированная версия события или оценка того или иного лица. В жизнеописании подобные "издержки" являются обязательным продолжением достоинств метода.

Книги серии "Русскiй мiръ в лицах" решено строить иначе. Для создателей этих книг главным изначально становится документ - и создатели стремятся, если можно так выразиться, полностью "раскрепостить" его. Кто может лучше поведать о герое: он сам или его биограф? При всем уважении к биографу, мы убеждены, что сочинения или письма героя, опубликованные тщательно, в должной хронологической последовательности, с комментариями - скажут вдумчивому читателю больше, заставят его и думать, и сопереживать, и, не побоимся этих слов, расти духовно. Что лучше поможет уяснить место героя в нашей истории: яркие слова о нем современников и потомков или опять же витиеватые рассуждения автора жизнеописания, пусть и нашпигованные цитатами? И здесь для нас двух мнений быть не может. Вот почему книги нашей серии имеют своеобразную внутреннюю структуру, особую документальную "стать".

Внутри каждого тома серии действует определенная схема расположения материалов. Центральные разделы книг таковы: родословная героя; его труды (сочинения, дневники, письма и прочее); труды о нем (важнейшие характеристики и оценки, данные герою выдающимися русскими людьми и иностранцами); краткая летопись жизни; библиография работ конкретного персонажа и литературы о нем. В отдельных книгах не исключены некоторые отклонения от схемы, но в целом мы намерены твердо придерживаться основных принципов изложения. И, конечно, наиболее дорогого для тех, кто задумал и воплотил в жизнь серию "Русскiй мiръ в лицах", - принципа опоры на документ, а не на интерпретацию документа. Не мы первые, но мы в числе прочих попытаемся сызнова доказать читателям, сколь блистательно можно написать портрет русского человека с помощью его собственных и чужих, давно известных и никогда не извлекавшихся из архивов, находящихся на слуху и несправедливо преданных забвению текстов, суховато величаемых в научных кругах "историческими источниками".

В создании книг серии принимают участие видные российские ученые, писатели, публицисты и общественные деятели. Назовем хотя бы А.Ю. Карпова, Ю.Т. Лисицу, С.В. Перевезенцева, Б.Н. Романова, Г.В. Чагина... Кстати, планируются в рамках серии и тома, посвященные нашим современникам: давно пора научиться чтить героев при их жизни. Не будем торопить события, но есть основания предположить что готовящиеся издания о государственных деятелях и деятелях культуры современной России могут стать заметными общественными событиями.

Серия "Русскiй мiръ в лицах" открылась книгой о Михаиле Дмитриевиче Скобелеве, славном полководце. Есть нечто символическое в таком именно старте: одновременно находилось в работе несколько изданий, а вышло в итоге, что чуть опередила других и первой устремилась к читателю книга о ратном герое. В наши дни эта тематика особенно актуальна, и не надо пояснять почему. Знакомясь с помещенными в томе материалами, нетрудно в очередной раз утвердиться во мнении, что русская история есть история непрерывная и не существует в ней "черных дыр"; что многое из минувшего повторяется снова и снова, и у таких повторений имеется высший смысл: Россия испытывается ими на прочность, на право считаться великой, единственной в своем роде державой. Испытывается - и рождает героев, подобных Скобелеву. Мнится, что и в наше время пестуются последователи Белого генерала.

Вслед за книгой о Скобелеве в 2000-2003 гг. вышли другие тома серии; их героями стали великий князь Александр Невский, знаменитый А.В. Суворов, не менее великий и бесстыдно оболганный император Николай I, Ф.И. Тютчев. Готовятся к печати очередные сборники: о царе Иване Грозном, о М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине, А.С. Пушкине, И.А. Ильине... Мечтаем сделать книги о Потемкине, Павле I, митрополите Филарете, Победоносцеве и многих других. Каждый том о герое и гение русского мира - это 500-700 страниц текста, сотни ценнейших документов, глубокие и актуальные мысли, тщательные комментарии и аналитические очерки составителей, редчайшие и красочные изобразительные материалы, высокий полиграфический уровень... Убеждены: русский мир и его вожди заслуживают не чванливого и трескучего фразерства, не расхожих квазипатриотических излияний, но именно такого, вдумчивого, трезвого, высокопрофессионального и всестороннего почитания и изучения.

Мы благодарны журналу за предоставленную возможность рассказать о наших "трудах и днях". Читателям же предлагаем небольшие фрагменты первых пяти книг серии. Эти страницы взяты из разных частей сборников: здесь и тексты собственно "исторических лиц", и мемуары современников о героях, и мнения позднейших аналитиков. Всякий документ закончен и самодостаточен, любопытен сам по себе; собранные же воедино тексты дают, по нашему разумению, более или менее верное и многогранное представление о проекте в целом, о "Русском мiре в лицах".

Признательны всем тем, кто проявит непраздный интерес к нашему начинанию.

Предлагаем читателям "Роман-журнала XXI век" фрагмент из книги о генерале М. Скобелеве - размышления русского полководца о будущем славянства.

Михаил Скобелев

Заветы славянству

Я рисую себе в будущем вольный союз славянских племен. Полнейшая автономия у каждого, одно только общее - войска, монета и таможенная система. В остальном - живи как хочешь и управляйся внутри у себя как можешь... А что касается до свободы, то ведь я говорю не о завтрашнем дне... К тому же времени, пожалуй, Россия будет еще свободнее их... Уже и теперь вольный воздух широко льется в нее, погодите... Разумеется, мы все потеряем, если останемся в прежних условиях. Племена и народы не знают платонической любви... Католичество широко разольется... Оно захватит все и всех, и в первом спорном вопросе славяне южные пойдут против северных, и будет эта братоубийственная война торжеством всякой немецкой челяди... Но это невозможно и невозможно... Если мы запремся да от всех принципов новой государственной жизни стеной заслонимся - дело плохо...

- Мой символ краток: любовь к Отечеству, свобода, наука и славянство!.. На этих четырех китах мы построим такую политическую силу, что нам не будут страшны ни враги, ни друзья...

- Знаете ли, что такое война?.. Это такое несчастье, такое бедствие, что желать ее - величайший грех, и напротив, ее надо избегать всевозможными способами. Сохрани меня Бог от войны с кем бы то ни было; но чтобы подраться с немцами - готов отдать десять лет жизни...

- Худой народ, батенька, худой! Для того чтобы им было хорошо, никого не пожалеют, а Россию ненавидят, потому что боятся, да и мешает она им много. Рано или поздно наделают они нам хлопот...

Принцип национальности - прежде всего. Государство должно расширяться до тех пор, пока у него не будет того, что мы называем естественными границами, законными очертаниями. Заключившись в узкие пределы только русского племени, мы потеряем все свое назначение... несмотря на весь наш необъятный простор - мы задохнемся в нем.

...Когда приходится довольствоваться хлебом с мякиной, задыхаться в неоплаченных долгах, когда русскому все равно - умирать ли от голода или от руки неприятеля, то он захочет войны уже по одному тому, что умирать в бою, по понятиям народа, несравненно почетнее. При этом остается еще надежда остаться живым, победить! Всегда, разумеется, найдутся сытые, имеющие спокойные, обеспеченные средства к жизни... Они будут против войны, даже с потерей государственной чести, но в этих случаях следует принимать в соображение экономическое положение массы, простого народа, а не обеспеченных классов, питающихся невежеством, добродушием и слабостями. Впрочем, русские в большинстве так созданы, что когда вопрос коснется нашей государственной чести, то даже эти сытые классы охотнее в тяжкую годину пойдут на жертвы, чем поступятся честью...

- Терпеть не могу немцев... меня больше всего бесит наша уступчивость... Даже у нас в России мы позволяем им безнаказанно делать все что угодно. Даем им во всем привилегии, а потом сами же кричим, что немцы все забрали в руки. Конечно, отчего же и не брать, когда наши добровольно все им уступают. А они своею аккуратностью и терпением, которых у нас мало, много выигрывают и постепенно подбирают все в свои руки. А все-таки нельзя не уважать их как умных и ловких патриотов. Они не остановятся ни перед какими мерами, если только видят пользу своего фатерланда. Нет у нас таких патриотов, как Бисмарк, который высоко держит знамя своего отечества и в то же время ведет на буксире государственных людей чуть не всей Европы... Ненавижу я этого трехволосого министра-русофоба, но вместе с тем и глубоко уважаю его как гениального человека и истого патриота...

Я не люблю войны... Я слишком много в ней участвовал. Никакая победа не вознаграждает за трату энергии, сил, богатств и за человеческие жертвы. Но есть одна война, которую я считаю священною. Необходимо, чтобы пожиратели славян были в свою очередь поглощены... Германия, я это вижу, я это чувствую, я вам это предсказываю, будет когда-нибудь съедена славянами...

Я должен сказать вам, признаться перед вами, почему Россия не всегда стоит на высоте своих патриотических обязанностей и своей славянской роли, в частности, это потому, что как внутри, так и извне ей приходится вести борьбу с чужеземным влиянием. Мы не хозяева в собственном доме.

Да! Чужеземец у нас везде. Рука его проглядывает во всем. Мы игрушки его политики, жертвы его интриг, рабы его силы... Его бесчисленные и роковые влияния до такой степени властвуют над нами и парализуют нас, что если, как я надеюсь, нам удастся когда-нибудь избавиться от них, то не иначе как с оружием в руках.

...Россия - единственная страна в Европе, где достаточно идеализма, чтобы воевать из-за чувства. Ее народ не уклоняется от жертв за веру и братство. Остерегайтесь довести эти чувства до крайних пределов.

История нас учит, что самосознанием, проявлением народной инициативы, поклонением народному прошлому, народной славе, в особенности же усиленным уважением, воскресением в массе народа веры отцов, во всей ее чистоте и неприкосновенности - можно воспламенять угасшее народное чувство, вновь создать силу в распадающемся государстве.

...Запад ошибается насчет России. Он думает, что мы так ослаблены войной, что все наше могущество уже иссякло. Это ошибка. Нацию, состоящую из ста миллионов людей, способных жертвовать собой за идею, не так легко стереть. Россия жива, и если будут перейдены известные пределы, она решится воевать...


10.01.2003
 

Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru