Rambler's Top100
   Новости, объявления:  Лишь к тебе я любовь берегу
Анатолий Парпара  

Прошедшее двадцатое столетие было и на этот раз веком дивной русской литературы, осененное творчеством двух гигантов-прозаиков Михаила Шолохова и Леонида Леонова и целым сонмом выдающихся русских поэтов, среди которых своей народностью, близостью к корневому русскому языку выделяется Сергей Александрович Есенин. Это он первым в русской советской литературе забил тревогу о трагедии русского крестьянства, о гибели русской деревни, а значит о гибели всего многовекового уклада нашего народа, уничтожении хорового пения и русской песни, как выражения народного самосознания. Это он принял ровно через сто лет лиру Пушкина в свои руки. Не случайно эти два имени одновременно возникают в нашем сознании. И не только потому, что Сергей Александрович мечтал <...о могучем даре / Того, кто русской стал судьбой>. Его песенный дар также стал необходим русской культуре. Георгий Иванов, один из лучших поэтов зарубежья писал о <пушкинской> незаменимости  Есенина> еще в феврале 1950 года. И убедительно утверждал <...поэтому о Есенине, не преувеличивая, можно сказать, что он наследник наших дней>.

Накануне 110-летия Сергея Александровича Есенина с 1-го по 3-е октября прошли Дни российской литературы в Центральном федеральном округе. Незаурядным явлением, состоявшимся в рамках этих Дней было проведение 1 октября Пленума правления Союза писателей России. Открывая его, председатель правления В. Н. Ганичев сказал о преемственности Дней российской литературы, проведенных в прошлом году в Орле, организованных по инициативе представителя Президента России в ЦФО Г.С. Полтавченко и Союза писателей России, с нынешними Днями. Подведя итоги организационно-творческой работы правления СП РФ, он выделил среди множества культурно-просветительских мероприятий два основательных: подготовку к проведению двух юбилеев - 60-летия Великой Победы и 100-летие со дня рождения Михаила Шолохова. Не менее интересным, имевшим воспитательное значение, было подведение итогов Всероссийского конкурса сочинений к 60-летию Победы под название <Гренадеры - вперед!>. Внуки и правнуки победителей создали в своих работах потрясающую картину героических дел и ратных подвигов своих дедов и прадедов. Этим они доказали, что связь времен не прервалась, что они принимают эстафету подвига от своих предков.

Благодарно отозвалась в последующих выступлениях мысль Валерия Николаевича о просветительском значении творчества Сергея Александровича Есенина: <Сегодня спасительно и для каждого человека в отдельности, и для всей России есенинская линия в поэзии, напоминающая человеку о душе, а народу о его исторической самобытности. Стихи о полях и березках только кажутся описательными и наивными, а на деле они несут в себе мощный код нашей национальной сути, включая в каждом читающем их - через систему узнаваемых символов - бездействующий до поры, до времени генератор народного духа>.

Губернатор Рязанской области Г. И. Шпак, приветствуя участников Пленума, приехавших со всех концов нашей страны, особо подчеркнул: <Для нас очень большое событие и большая честь - проведение Дней российской литературы в Центральном Федеральном округе и Пленума Союза писателей России в те дни, когда вся Россия отмечает 110-летие со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина>.

Эту тему развил в своем выступлении А.И. Макаров, один из руководителей аппарата представителя Президента России в Центральном Федеральном округе Г. С. Полтавченко: <...Весьма закономерно, что Пленум СП РФ, посвященный проблемам современной поэзии проходит на благословенной Рязанской земле, в исконно русском поэтическом крае, освященном именем Есенина... Будет утрачена поэзия, поэтическое восприятие бытия, исчезнет из мира и сама самобытная Россия. Так что сегодняшний Пленум... имеет такое же государственное значение, как и заседание наших органов государственной власти>.

О состоянии современной поэзии и тенденциях ее развития выступили с докладами критик Лариса Баранова и поэты Владимир Костров, Геннадий Красников. Они приводили убедительные примеры существования настоящей поэзии не только в столице, но и в областях. Назывались имена Е. Юшина, В. Шемшученко, В. Шамшурина, С. Сырневой, Б. Сиротина, Е. Семичева, Н. Зиновьева, Д. Кан, К. Рябенького, М. Зайцева и других. Председатель правления Союза писателей Саха-Якутии Наталья Харлампьева справедливо заметила, что Россия - это не только русский народ, а С. Есенин не только русский поэт. <Есенин наиболее близок по своему звуковому ряду и образной системе из всех поэтов якутскому языку. Мы воспитаны на русской культуре, но все же необходимо заботиться о тех, кто воспитан ею>. Тревогу за то, что вырастают новые поколения поэтов в национальных республиках, у которых нет возможности выйти на простор русского языка, разделили Ренат Харис (Татарстан), Александр Бобров, Сергей Есин и другие.

Секретарь правления СП РФ, доктор исторических наук Игорь Янин показал присутствующим великолепное подарочное издание поэзии Сергея Есенина, выполненное в лучших традициях книжного дела. Серьезный издатель, на книги которого любо-дорого посмотреть (к примеру на двухтомник Валентина Распутина), он давно завоевал уважение книжников великолепно оформленными томами. Известный писатель, настоящий труженик, он призвал своих коллег перейти от прекрасных слов к конкретным делам.

Помнится, в подмосковном Захарово, где юный Саша Пушкин написал свои первые стихи, я помогал проводить начальные праздники Пушкинской поэзии. Редко бывало в первое воскресенье июня вёдро - ясная, сухая погода, - чаще всего моросил, а то и лил, как из ведра, дождь. Но все равно ровно в двенадцать часов дня, к открытию торжеств открывалось небесное окошко, и яркий выброс солнечных лучей заливал своим золотом огромную поляну, заполненную людьми. Так бывало ежегодно, ибо небеса явно благоволили великому русскому поэту. Точно также преображается природа ежегодно и в день рождения Сергея Есенина на родине его - в рязанском селе Константиново. Так было и 2-го октября этого года. Погода привечала гостей истинно по-царски такими лучистыми, звонкими, как хрусталь, днями, какие бывают только в бабье лето. И даже серебристые паутинки также весело летали над крутояром.

На большой поляне при огромном стечении праздничного народа состоялось чествование <всемирного рязанца>.

<Нынешний праздник по настоящему сближает всех нас, -  подчеркнул в своем слове о Есенине председатель Совета Федерации ФСРФ Сергей Миронов, -  И не случайно мы объединились вокруг наследия Есенина. Его стихи просветляют душу, позволяют глубоко осознать принадлежность к великому народу, всю мощь наших сил и возможностей>. Далее был концерт и представление лауреатов, учрежденной правительством Рязанской области премии им. Сергея Есенина. Лауреатами стали прозаик А. Хлуденев, литературовед О. Воронова, Н. Ибрагимов (Рязань), знаменитый пропагандист творчества Есенина Ю. Прокушев (посмертно), ученые Н. Шубина, С. Субботин, режиссер А. Сенников (Москва). А ближе к вечеру писатели разъехались по районам Рязанской области для встреч со своими читателями.

Значение творчества Есенина, как объединяющего начала русского народа, раздробленного на противоборствующие части несколькими революциями и переворотами, отметили немало наблюдательных писателей-эмигрантов еще в первой половине двадцатого столетия, но точнее всех сформулировал поэт Георгий Иванов: <Мертвому Есенину удалось то, что не удалось за тридцать два года большевизма никому из живых. Из могилы он объединяет русских людей звуком русской песни!> Есенину сохранил в своих произведениях народную <живу душу>. Ибо он сам желал <ожить душою> и нам, переживающим точно такую же навязанную извне <перестройку> и <переделку>помогает сохранить нравственное и корневое, то есть народные устои. И сам народ, очарованный песнями своего златокудрого сына не дал его в обиду, учил его стихи, шел на временные утеснения, терпел неправду только для того, чтобы есенинское слово заполняло его сердце, ибо не было еще в русской поэзии такого голоса, более родного и близкого ему своими корнями, чем есенинский молодой, озорной и неподражаемый голос.

Он и сейчас объединяет нас, чему надежным свидетельством было проведение Дней российской литературы в Центральном Федеральном округе. Участники их убедились в том, что звуки есенинской песни не утратили своего цементирующего свойства.

Так думал я еще вчера, но вот прочитал в респектабельной газете <Коммерсант Ъ> от 3 октября с. г. одно странное интервью <Степень интереса Есенина к женщинам сильно преувеличена>. Название обыкновенно пиаровское, знаковое для определенной прессы. (К примеру у газеты <МК в Рязани> от 25. 09 - 5. 10. 2005 анонс еще круче: <Был ли Есенин незаконно рожденным сыном помещика Кашина, наркоманом и бисексуалом>). Читаю далее. Ничего нового не сказано. И вдруг спотыкаюсь о такие строки: <В этот юбилей особенно активизировались патриотические силы - стоит ли <отдавать> им Есенина? - спрашивает Олега Лекманова, работающего над книгой <Сергей Есенин> для серии ЖЗЛ, журналистка Лиза Новикова. <Известно, что у него были вспышки бытового антисемитизма. С другой стороны, есть и обратные проявления: многие его друзья были евреями, - по-канцелярски сухо отвечает доцент МГУ, и продолжает, - К тому же, мы довольно много знаем сходного о Блоке, - но его же не собираемся отдавать>. Спрашивается, у кого патриоты отнимают то Блока, то Маяковского? От кого необходимо <защитить> Сергея Есенина? Кто эта противная сторона, которую представляет господин Лекманов? И если она противостоит патриотам, то кто она сама? И почему сегодня она, говоря словами Г. Державина, <в глаза патриотизма плюет>? Выясняется из разговора, что литературовед Михаил Гаспаров <тех поэтов, которых могли себе патриоты забрать, он защитил. Например, Маяковского>. Славная лексика в применении к русской классике: № <отдавать>, <забирать>!.. Как будто она не принадлежит всем читателям, независимо от их происхождения и политических взглядов.

И далее мы читаем невероятное, немыслимое даже архангелу Михаилу: <№Вот если бы Гаспаров написал о Есенине статью, объективную и лукавую (так напечатано! А.П.), как он умеет это делать...> Разве не противоречат друг другу слова <объективный> и <лукавый>? И разве не знает преподаватель МГУ, что <лукавить> означает <ходить криво, луками, изгибами>, а то и <хитрить замышляя, действовать лживо> и так далее по Далю. Неужели же М. Гаспаров так действовал ранее? Зачем же подставлять серьезного ученого?

Есенин принадлежит родному языку и нельзя в угоду политике и своим литературным вкусам отнимать его у кого-то и присоединять его к кому-то. Поэт принадлежит своей родине. Это о ней он писал:

 

Гой ты, Русь моя, родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу, -

 

К сожалению, кроме любви и обожания было также время непонимания и неприятия поэта. Беспредельная любовь Есенина к униженной, но не сломленной Родине, раздражала устроителей <нового мира> и на него обрушилась с пирамиды власти волна ненависти. Всесильный тогда Бухарин в <Известиях> публикует статью <Развенчайте хулигана>, где поэт объявляется родоначальником разнузданности. Вскоре 12 января 1927 г . в <Правде> печатаются его же <Злые заметки>, где дается такая характеристика поэта: <Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого <национального характера>, мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отстающих форм общественной жизни вообще>. В итоге он призывал покончить с так называемой <есенинщиной>: <С этим гнильем надо кончать. И чем скорее, тем лучше.> Естественно, что сосновские и иже с ними нанесли еще несколько фронтальных ударов. Результатом спланированной операции стали запреты на выпуск есенинских книг, за исключением редких сборников с соответствующими предисловиями, литературы о творчестве Есенина, а о новых публикациях не могло и быть речи. Более того, за чтение его стихов исключали из школы и других учебных заведений...

Блокада эта была прервана только пятьдесят лет назад. 3 октября в Рязани состоялась первая лекция о жизнедеятельности Сергея Есенина, прочитанная тогда молодым энтузиастом, а впоследствии выдающимся есениноведом Юрием Прокушевым. Это о нем говорится в процитированном выше интервью неуважительно: <Был такой есенинский биограф Прокушев: в советское время он выстраивал образ рабочего паренька, который с детства мечтал о революции. А потом перестроился и стал писать биографию православного мальчика>. Но мы-то, почитатели Есенина, знаем, каков финал подвижнической жизни Ю. Прокушева - это издание под его руководством Академического полного собрания сочинений Есенина, первого для писателей и поэтов ХХ столетия. Это им заложена основа издания <Летописи жизни Есенина> и <Есенинской энциклопедии>. Выдающийся современный критик Петр Палиевский оценил выход семи томов в девяти книгах Собрания сочинений Есенина как <заслугу неоценимую. Поэт, представленный без умолчания, без прикрас, но и без клевет, будет питать мысль, сколько существует литература>. Вот как надо объективно и нелукаво оценивать чужие труды!

Поэзия Сергея Есенина - это история русской души, прошедшая через трагедию подлости и обмана, но сохранившая в целости свою непотопляемую основу. 

Когда-то поэт писал с горечью:

 

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

 

Не дали!

Может быть, спустя 80 лет после его смерти оставите в покое?

 

Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru