Rambler's Top100
   Публицистика:  В сражении и любви
Михаил Лобанов  

В сражении и любви

Опыт духовной биографии
 

О творчестве М.Лобанова
(Вместо предисловия)
 

Когда мне хочется почувствовать самое глубинное, чистое, сильное, - я беру Лобанова.

* * *

Я Лобанова давно уже заметил по его произведениям, они мне очень понравились, были удивительно духовны. Как он все хорошо понимал в безбожный период в нашей стране и безбоязненно обо всем говорил, его статья "Освобождение" наделала большой переполох, Лобанова наказали. Вот они герои, а все выставляют кого-то, кто и в подметки им не годится. Мучаются другие, а лавры пожинает кто-то, но забывают враги, что есть Промысл Божий, есть Грозный Судия, по выражению Лермонтова: "Тогда напрасно вы прибегнете к злословью, оно вам не поможет вновь"... Я почувствовал в Лобанове по духу сродное мне.

* * *

Сказать, что появление статьи Лобанова в легальной прессе, да еще во влиятельной и популярной "Молодой Гвардии", было явлением удивительным, - значит сказать очень мало. Оно было явлением потрясающим... Даже на кухнях говорили об этой статье в основном шепотом... (По какой-то причине все иллюстрации Лобанова, все "разлагатели национального духа" носят недвусмысленные еврейские фамилии.) Именно эти еврейские элементы, которые "примазываются к истории великого народа", играют роль своего рода фермента в "зараженной мещанством, дипломированной массе". Иными словами, Лобанов... переносит центр мировой драмы из сферы борьбы социализма и капитализма в метафизическую сферу противостояния "духов"... предсказывает он, что в грядущем смертельном конфликте "рано или поздно столкнутся между собой эти две непримиримые силы", названные им "нравственная самобытность" и "американизм духа"... в отличие от ВСХСОНа Лобанов верит в потенции советского режима.

В "Литературной России" (1989, № 24) появилась информация о том, что саратовские писатели отменили свое уже давнее "решение", которое "осуждало" публикацию статьи Михаила Лобанова "Освобождение" в № 10 журнала "Волга" за 1982 год. В сущности, "решение" это отменено самой жизнью, и очень многие литераторы ныне ясно понимают, что та статья Михаила Лобанова - одно из самых важных духовных событий за двадцатилетие "застоя"... Читая семь лет назад статью Михаила Лобанова, я испытывал, помимо всего прочего, чувство великой радости от того, что честь отечественной литературы спасена, что открыто звучит ее полный смысла и бескомпромиссный голос, - хотя, казалось бы, в тогдашних условиях это было невозможно.

8 февраля, пятница, 32-й день отпуска. Еще вечером, перед сном, начал читать мемуары М. П. Лобанова во втором номере "Нашего современника" за этот год. Я помню, С. Ю. Куняев говорил о них хорошо, но спокойно, о многословии рукописи, о поправках, с которыми М. П. все же согласился. Не видел рукописи, но то, что напечатано, читал с жадностью. Удивительный писатель или удивительной души человек? Как все это плотно, с какой духовной ясностью и почти присущим римской литературе умением доводить свои рассуждения до формул. Некоторые моменты духовной жизни, рассуждения о Боге и вещах не светских потрясают своей правдивостью, искренностью и зримой наивностью правды. У мемуаров есть подзаголовок: "Опыт духовной автобиографии". Сразу пометил цитаты, которые бы надо выписать. Это интеллигенция, духовная жизнь, еврейский вопрос. В моей душе он уже затих, еще раз тонкий и памятливый наблюдатель М. П. Лобанов убеждает меня в том, что он существует и обострился с удивительной силой. С. 177, 178, 181, 186, 190. - "Наш современник", № 2, 2002.

Содержание
 

Часть первая. «На передовой». Главы I-IX

Часть вторая. «Стези прямые и лукавые». Статьи разных лет

Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru