Rambler's Top100
   Публицистика:  Солнечный гений
Александр Сегень  

Сегодня вновь день рождения Пушкина

Двух Александров в русской традиции принято именовать солнцами. Первый - святой благоверный князь Александр Невский, коего в акафистах величают "солнцем Земли Русской". Второй - Александр Сергеевич Пушкин, солнце русской поэзии.

Предки Пушкина Гаврила Олексич и Михаил Прушанин бились с врагами под знаменами Александра Невского. Пушкин гордился этим и чтил своего небесного покровителя.

Александра Невского стали именовать солнцем Земли Русской сразу после его кончины. Первым его так назвал митрополит Киевский и Владимирский святитель Кирилл. Узнав о смерти Александра во время обедни в Успенском соборе Владимира, он вышел к народу, поднял руки к небу и воскликнул: "Чада мои! Разумейте, яко уже заиде солнце земли Суздальской!"

А вот, как сообщали газеты о смерти Пушкина: "Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!" С того дня повелось так и звать величайшего нашего писателя.
 

Возможно ли представить себе Пушкина на иконе? Всяк скажет: нет! А между тем, недавно появилась икона с изображением Александра Сергеевича. Разумеется, не как святого! Эту икону создал один из наилучших современных иконописцев Зенон. На ней двое - митрополит Московский святитель Филарет и поэт Александр Пушкин. Взоры их обращены друг к другу. Филарет облачен в священнические ризы, в левой руке - Евангелия, над головой святой нимб и подпись: "Св. Филарет". Пушкин одет в римскую тогу, в левой руке у него лира, на голове - лавровый венец. Конечно же, никакого нимба и имени. Правая ладонь раскрыта в знак того, что он принимает поучения святителя, а Филарет указует поэту перстом правой руки в знак того, что он дает ему пастырские наставления. За спиной у Пушкина мирское здание, за спиной Филарета - храм. Между тем и другим архитектурным сооружением перекинута красная плащаница в знак единения.

Современный иконописец использовал замечательный сюжет из жизни поэта и митрополита.

Тяжелым был для Александра Сергеевича его день рождения в 1828 году. Ему исполнилось двадцать девять лет, он был одинок, рядом - никого из друзей, душу посетило отчаяние. И этот день рождения он отметил мрачным стихотворением:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Спустя некоторое время совершенно неожиданно Александр Сергеевич получил на это стихотворение ответ. Да от кого! От высочайшего иерарха Церкви! Он был и поражен, и несказанно обрадован. Филарет строго, по-отечески наставлял Пушкина, переделав его стихи следующим образом:

Не напрасно, не случайно
Жизнь судьбою мне дана;
Не без правды ею тайно
На печаль осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из тёмных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум -
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум!

Всё встрепенулось в сердце поэта, когда он прочитал эти строки митрополита. Его душу охватил восторг, ставший основой для духовного перерождения. Ведь именно с этих пор начался главный и лучший период творчества Пушкина, продолжавшийся до самой его трагической кончины. Послание Филарета спасло гения русской поэзии от душевного мрака, озарило его, подвигло к высокому полёту, благодаря которому он и стал солнцем поэзии нашей.

А в 1830 году Пушкин выразил свое духовное возрождение в стихотворении, непосредственно посвященном посланию к нему Филарета:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей,
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

Мучительные метания между необозримыми высотами духа и кажущимися необозримыми широтами жизни составляли весь смысл жизни великого поэта.

Через сто лет после Пушкина один из руководителей Советского государства Жданов в своем докладе, клеймя Ахматову, в уничижительной форме, но весьма точно выразил сущность поэзии: "Барынька, которая мечется между спальней и молельней". Удивительно, но одновременно со стихотворным посланием Филарету Пушкин пишет и стихи, в которых сравнивает любовные качества двух женщин - страстной вакханки и покорной смиренницы. Он продолжает одновременно жить и в мире горнем, и в мире чувственных страстей.

Это выразилось и в своеобразной двуязыкости Пушкина. В свете ему приходилось постоянно говорить по-французски, но истинным языком его был родной, русский. С детства Пушкин прекрасно усвоил речь Мольера и Гюго. Он настолько хорошо владел французским, что даже имел в Лицее прозвище "Француз". Иной раз даже приходится слышать, что для Пушкина "первый язык был французский, а второй - русский". Этому есть простейшее и сокрушительное опровержение. На каком языке начинал писать Пушкин? Да, на французском. На каком языке написан "Мой портрет"? Да, на французском. Есть и другие французские стихи, вышедшие из-под его пера. Но ни одно из них не стало явлением французской литературы, ни одно из них не вошло во французские хрестоматии. Если бы Пушкин всю жизнь писал только по-французски, возможно, он и был бы принят в сонм французских писателей, как Набоков в число американских, но - лишь на второстепенных ролях. Зато как русский поэт он стал недосягаемым для соотечественников. Так какой же язык для него был первым, русский или французский?..

Мучительные метания между миром горним и дольним отчетливо выразились и в смерти Пушкина, особенно когда, страдая на смертном одре, он то просил пистолет, чтобы застрелиться, то вспоминал молитвы, а в итоге умер, как положено православному христианину - исповедовавшись и причастившись Святых Тайн.
 

Но сегодня мы вспоминаем не черный день гибели Пушкина после дуэли на Черной речке. Сегодня - светлый праздник дня его рождения.

Всякий, кто всем сердцем встречает сей день, должен был бы давно заметить, что ежегодно испытываешь одно и то же чувство, подобное тому, которое посещает тебя погожим утром в чистом поле или в горах в блаженный миг рассвета, когда чудесное светило снова выглядывает своим румяным оком из-за горизонта, возвращаясь в сей мир, дабы дарить ему жизнь.

И снова, как всегда в этот день, будут повсюду звенеть чистые струи его спасительных стихов.

Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru