Rambler's Top100
   Вести с мест:  Деревня, которой нет на карте
Александр Новосельцев  

Живет или доживает свой век русская деревня? Обсудить этот вопрос собрались 15 октября 2005 года представители творческих союзов России, руководители всех уровней - от сельского до областного, в одной из умирающих деревень - сельце Польском Становлянского района Липецкой области. Тема Круглого стола, а по-простому <посиделок> -  <Деревня, которой нет на карте>. Инициативу проведения <посиделок>, высказанную интеллигенцией Ельца, имеющих дома в этой деревне, поддержал руководитель предприятия <АСС>, г. Москва, Николай Василенков, взявшийся обустраивать это село и ведущий строительство Центра деревенской культуры. Среди участников <Посиделок> -

 

Начальник отдела культуры Становлянского района Малютина Клавдия Ивановна

Глава Петрищевской сельской администрации Становлянского района Целыковская Ирина Николаевна,   

Кинохудожник, лауреат российской кинопремии <Ника>,  Гудилин Владимир Владимирович,  

Кинохудожник  Гудилин Сергей Владимирович,  

Писатели Борис Лукин и Александр

Киноактеры, нар. Арт. России Назаров Юрий Владимирович, Мальцева  Людмила Васильевна,   

Журналист <Липецкой газеты>, член СП России Петров Владимир Михайлович

Академик, доктор наук, профессор Елецкого Госуниверситета им. Бунина, член Союза Писателей России Белозерцев Евгений Петрович,

Депутат областного Совета Дорохин Валерий Владимирович,  

Представители прессы и телевидения

Участники из числа Елецких - <деревенских>:

Комаров Владимир Григорьевич, музыкант, руководитель сводного хора г. Ельца, лауреат Международного конкурса, 

Бурцев Александр Александрович, композитор, лауреат Всероссийского конкурса 2003 в г. Волгограде 

Климов Николай Иванович,  Член Союза Художников России, участник Международных и Всероссийских выставок

Сионова Светлана Александровна, канд. филологических наук, доцент ЕГУ, директор музея-усадьбы  Бунина в Озерках,

Коренев СтаниславСергеевич, руководитель хора,  Лауреат Международного конкурса им. Мистюкова. 

Новосельцев Александр Васильевич, член Союза Архитекторов России, член Союза Писателей России, Советник Российской Академии Архитектуры и Строительных Наук, обладатель Диплома Госкомархитектуры и Союза Архитекторов СССР <Победитель смотра-конкурса лучших проектных работ  1990 года

Блуднов Павел Борисович, Член Союза Художников России,  участник Международных и Всероссийских выставок

Белоусов Николай Иванович, предприниматель, ООО <Тройка>, г. Елец

Евсеев Сергей Дмитриевич, руководитель охранного предприятия, г. Москва 

 

Жители села Польское 

Кузнецов Иван Филиппович,

Новиков Алексей Васильевич

 

 

Началом Посиделок была экскурсия по древнему Ельцу, райцентру Становое и по местам бунинских деревень. Встреча проходила в праздничные покровские дни и совпала с работой юбилейной бунинской конференции, проходившей в стенах елецкого госуниверситета им. И. Бунина.

Перед началом Посиделок в центре деревни заложили часовню во имя Покрова Богородицы. Примечательно, что на месте этой часовни два года назад была найдена древняя иконка -складень Знамение Богородицы. Освящал закладку первого камня благочинный Елецкого церковного округа Липецко-Елецкой епархии о. Василий Романов.

<С чего начинали обживать новые места наши предки? - сказал, обращаясь к участникам закладки о. Василий. - С возведения храма, часовни. А потом принимались обустраивать свое жилье. С душой просветленной и обращенной к Богу: Россия находится под натиском темных сил. Как только мы каемся, начинаем праведно жить, Божья Матерь не оставляет нас. Чистое православие сохранилось только в России, и мы должны его сохранить. Все упование наше на Матерь Божию, которая покрывает благодатью тех, кого хочет защитить. Молитвами, постом мы построим свой внутренний Храм и те обители, часовни, в которых вознесем молитвы Богу. Помолимся о России, которая начинается с этих деревень. Помогай Вам Господь:>

В культурной программе Посиделок была и выставка своих, местных художников П. Блуднова, Н. Климова, В. Шипулина, братьев Гудилиных, много лет писавших окрестности этой удивительно красивой деревни. Звучали и песни местных, деревенских жителей под всемирно известную елецкую рояльную гармонь, хора Станислава Коренева, местного же, деревенского ансамбля <Червленый яр>. Звучало здесь и слово. Стихи Тютчева и отрывки из <Тихого Дона> читали народные артисты Юрий Назаров и Людмила Мальцева.    

 

 

 

 

   Круглый стол

по теме <Деревня, которой нет на карте> с целью обсуждения проблематики

сегодняшней деревни, выработке программы сохранения <умирающих деревень> и

согласования перспективных решений по восстановлению культурного наследия деревни

программа круглого стола

1.10:00 Экскурсия по Ельцу, бунинским местам: Становое, Бутырки, Бунино, усадьба Бунина в Озерках,  Круглая, Жилое. Село Польское - завершение экскурсии.

2 13:00 - 16:00 Польское. Закладка Часовни во Имя Покрова Пресвятой Богородицы. Заседание Круглого стола по программе:

<Деревня - боль моя, жизнь моя> Выступления руководителей всех уровней администрации: области, района, сельской администрации.

Администрация Становлянского района, зав. Отделом культуры Малютина К.И.

-                                  <Слово о деревне> Писатель, архитектор А. В. Новосельцев.

-                                  <Традиционная культура России. Культурно-образовательная среда современной деревни> Академик, профессор ЕГУ Е.П. Белозерцев

-                                  <Культура в жизни сельского жителя> Музыкант, руководитель хора В.Г. Комаров

-                                  <Видение проблем деревни со стороны. Мысли по поводу> Директор ЗАО <АСС>, Н.А. Василенков, Москва

-                                  <Деревня - мой дом> От жителей села Польское А.В. Новиков, И.Ф. Кузнецов

-                                  <Деревня в жизни интеллигенции>. Представители творческой интеллигенции Н.И. Климов, С.А. Сионова,  А.А. Бурцев, Е.П. Крикунов, С.Д. Евсеев, П.Д. Блуднов.

 

Принятие решения, согласование Программы утвержденных мероприятий

3. 16 : 00 <Русское подворье> Концерт фольклорных коллективов, деревенские гуляния, <Матаня>. 

4.                                

 

 

Слово о деревне

Мысли по поводу основного доклада

 

Сегодня в устойчивом, так знакомом словосочетании <Бунинская <Деревня> мы убираем кавычки и говорим о бунинской деревне, не как о произведении нашего великого писателя, жившего здесь, а о простой деревне в бунинском краю спустя сто лет. Откроем кавычки, откроем и глаза на положение нынешней деревни.

Отчего так дышится легко, когда приезжаешь в деревню, отчего душе здесь  вольнее, но и томительнее, чем в городе? Взамен скуке здесь - печаль, а радость здесь ярче и открытее. Мы часто не отдаем себе отчета в этом, принимая деревню скорее не умом, а сердцем. А ответ, кажется, прост - деревня - это наша прародина, близкая или дальняя. Но, приняв сердцем, нужно понять и умом - чем же так провинилась деревня, перед кем, и нет ли тут и нашей вины в том, что до нее, как до далекой матери или бабушки так редко доходят весточки нашего сыновнего внимания. И речью новой своей, и повадками, и заимствованными мыслями мы словно предаем ее, терпеливо и бессловесно, без выраженной укоризны ждущую нас и готовую каждую минуту приветить всякого, не считаясь ни с числом их, ни с происхождением.  И так же по-матерински она ко всякому сердобольна и милостива,  приветлива и хлебосольна, сострадательна и внимательна:, и все эти качества ее  нравственнее и добродетельнее, чем у ее показного сына - города.

Земля, на которой мы находимся, поистине благословенна, освящена именами Бунина, Пришвина, Лермонтова, Грибоедова, Дениса Давыдова. Да и день нынешний - день рождения Лермонтова.

Полторы тысячи лет на ней - следы наших предков: повсюду у больших и малых рек видны следы древних городищ и селищ. Знала эта земля и запустение с 14 века, со времен нашествий. Но в 16 веке  русский человек пришел на землю предков, вернул язык, нравы, обычаи, культуру жизни и земледелия.

Документы 16 века, с первых дней возрождения исконно русской земли, говорят об этом культурном освоении запустевших мест, два века именовавшихся Диким Полем. Уже тогда, 4 века назад Елец возрожденный собирал вокруг себя древние свои земли, оберегал их от нашествий казачьими караулами, разделил на станы - Воргольский, Засосенский, Бруслановский. Отголоски названия одного из них - Елецкого воинского стана сохранила и эти нынешние становлянские земли. Елецкий стан. Становое, лежащее у истоков малой реки, давшей название городу, и был центром стана Елецкого. Сакмы и шляхи, за века  чужеземного ига набитые копытами вражеских коней, получили надежную охрану казачьих караулов. И с первых же дней возвращения потомков древних земледельцев познала-вспомнила эта земля и соху, и пот земледельца.

Оказывается, более половины деревень существуют с той самой поры возвращения, когда с первых же дней службы елецкие служилые люди получили в окрестностях Елецкой крепости наделы земли. В их сохранившихся названиях - имена тех самых служилых людей, ведь названия их в южнорусских традициях имеют притяжательные формы: чья деревня - Трубицына, Пищулина, от имени детей боярских   Трубицына, Пищулина:

Фамилии, упомянутые в документах по заселению Ельца и его окрестностей красноречивы. Дети боярские, Петрищев Семен, Тинков Яков Иванов, Субочев Василий, Пищулины Курбат, Лева и Осип, Ловухин Иван и были теми самыми служилыми людьми - сынами боярскими и казаками, основавшими села этой округи, и поныне носящие их имена - деревня Петрищева, Тинькова, Субочева, Пищулина, Лаухина. И поныне живут здесь потомки Малютина Степана, Герасимова Ивана,  Зиборева Семена, Салькова Павла, Кузовлева Кондратия, Чалых Данилы и Наума, Масловых и Меркуловых, Моревых и Парахиных. Своя история и у села Польского, а правильней - деревни Польской, поскольку елецкий говор не признает среднего рода, и если говорят в деревне - <село>, то - <она>. Так вот, Польской деревней было когда-то, судя по старым картам, утраченное сорок лет назад Юдино, в двух километрах отсюда, и принадлежало оно когда-то предкам Бунина, а после  продажи его помещику Юдину стало оно именоваться Юдиным, а крестьяне той еще деревни Польская основали здесь выселки.

Века елецкой деревни - это тяжелый крестьянский труд и веселые праздники, несение ратной службы отечеству и сохранение нравов и обычаев, традиций и языка. Того русского языка, мощного и нежного, языка Толстого и Бунина, Тургенева и Лескова. Не отсюда ли пошла-есть вся великая Русская литература, не песнями ли и былинами, пословицами и поговорками, не напевной ли мягкой речью южных говоров питались великие русские писатели? Экспедиции двадцатилетней давности выявили десятки песен, сотни пословиц, сохранявшихся со времен Бунина и использованных им в своих произведениях. Но уходят люди, уходит традиционный быт, исчезают с ними  и напевный язык, и песни, заменой им становятся иные, чужие этой земле речь и музыка. 

А вот сохранились ли они, те деревни, что прожили века? Не грозит ли им остаться лишь на страницах предложенной кем-то <Красной книги деревень России>?

Зарастают пашни, затягиваются бурьяном пожни, сравниваются ливнями и ветрами холмы на месте жилищ. Не звучит гармонь елецкая, не слышно песен вне стен домов культуры, прописавшихся теперь в основном в райцентрах и на центральных усадьбах, очагах уходящей русской деревенской культуры. А прежде было иначе -  задушевная песня и меткое, красивое слово звучали в первую очередь там, где пашня и покос, звучали не официально, а от души того самого народа, хранителя языка и культуры. Но что видим мы сегодня: запустение, исход русского народа из деревни. И так по всей России. Глядеть, быть безучастными свидетелями этого трагического явления - неужели таков наш удел, людей, представляющих культуру нашей России и руководство на местах?  Сегодня Мы все - здесь, и нам решать, как быть русской деревне. Никто, никакая столица, никакой Сорос помочь нам не могут и не желают. Нет сегодня проблемы деревни в средствах массовой информации: шоубизнес, деньги, проблемы миллиардеров и склоки власти - вот то, что сегодня интересует <их>, навязывается и  Нам. А что с деревней?   

Не то ли уже описывал Бунин сто лет назад? И что говорит бесстрастная статистика?

 О письме главе района

Четыре месяца назад (а, точнее, 14 июня 2005 года) я написал письмо на имя главы администрации Становлянского района В.А. Герасимова. А подтолкнули  к этому размышления по поводу будущего села Польского, за которым увиделись и проблемы любого другого села, которые переживают последнюю стадию великого исхода русского народа из деревни. 

На примере одного села можно убедиться, какие <преобразования> происходят сегодня в русской деревне. Об этом говорит статистика, это можно увидеть самому, за последние 15 лет проследив жизнь такой деревни, как Польское. Говоря казенным языком, <за это время сохранился положительный устойчивый баланс по заселению с. Польского>. Но это за счет так называемых <дачников>. (В скобках замечу, что мы, в отличие от такой официальной версии наименования считаем более уместным и традиционным самоназвание <однодворцы>). Такой пример нельзя считать ни исключительным, ни единичным. Может быть только своеобразным является именно в Польском состав так называемых <дачников>. Это в основном интеллигенция не из коренных жителей, но болеющих за все проблемы села, поскольку многие половину времени живут в деревне. Их - 11 семей, и среди них художники, в том числе заслуженные - Н.И. Климов, художник кино, лауреат российской премии <Ника> В. Гудилин с братом Сергеем, музыканты - лауреаты международных и всероссийских конкурсов и фестивалей В. Комаров, А. Бурцев, С. Коренев, пенсионер и, по совместительству, известный далеко за пределами Ельца меценат Е.П. Крикунов, кандидат филологических наук из  ЕГУ, (а  с недавних пор и директор восстанавливаемого в Озерках музея-усадьбы Бунина) С.А. Сионова. Замечу, что специальную, искусственную <селекцию> никто не производил, и это лишний раз доказывает естественное, душевное стремление творческой интеллигенции к деревне. Ежегодно число их растет, сохраняются и восстанавливаются дома, а, значит, и сама деревня.

К сожалению, статистика деревень неутешительна: из 2871 населенного пункта в 1959 г. в Липецкой области на 2003 г. осталось 1587, т.е. за полвека деревень стало меньше вдвое. По Петрищевскому сельскому совету картина еще печальнее: из 11 известных мне деревень за это время исчезли полностью (т.е. не осталось от них ни камня) - 6. Это, казалось бы, подтверждает общеобластную статистику - 1: 2. Но страшно то, что происходит сегодня на наших глазах, свидетелями чего мы являемся: из 5 оставшихся сел лишь Петрищево и Озерки относительно благополучны, трем грозит гибель. В Польском, Жилом, Буниной осталось из <коренных> лишь по 2-3 семьи. Исходя из этого, вот как будет выглядеть статистика через 5 лет (не более). Из 11 деревень останется 2. Да разве может душа оставаться безучастной к такой живой истории России?

Но это, скажет любой руководитель районного масштаба, мы и без вас знаем. Тогда скажу о малом, но самом насущном. Летом меня снова попросили проехать на бунинскую усадьбу с мелиораторами - <Гипроводхоз> берется укреплять плотину бунинского пруда; чистить его и облагораживать. Но прудов в Озерках два (а при жизни Бунина их было три). Посмотрели мелиораторы оба пруда, и пришли к выводу:

 - Надо бы делать и плотину второго пруда - иначе пруд уйдет.

Дельное предложение.

- А откуда деньги и инициатива? - спрашиваю их.

- Наш губернатор Королев Путину пообещал усадьбу и пруды восстановить, а Лисин (Новолипецкий металлургический комбинат) под это деньги дает.

Да-а: - подумал я, - видно, просто так до прудов (т.е. до людей, живущих на их берегах) дело никогда не дойдет.

Нет на свете ничего вечного, а уж у прудов с их размытыми плотинами, да без ремонта век короткий - 40-50 лет, не более. И, пользуясь случаем, повез я этих специалистов дальше, в Польское. В нем два пруда, тех самых, о которых писал Бунин. 13 лет назад ремонтировали мы  плотины своими силами, но, видно без уменья. Нынешней весной промыло под трубой плотину верхнего пруда, и следующая весна грозит стать для прудов наверняка последней, - уйдет верхний пруд, и нижней плотине не устоять. В Жилом - та же картина. Посмотрели мелиораторы на плотины и на мои вопрошающие глаза и сказали:

- Тут дел-то для нашей техники на полдня, на триста рублей, но гнать  ее из Липецка или Ельца - дело накладное. Вот если бы Герасимов договорился к Озерским прудам и эти работы подключить - тут всего-то два шага.

Вот мы и подумали - поможет нам администрация района одним звонком да словом своим - и сохранятся пруды и в Польском и в Жилом, а, значит, и жизнь возле них. А смоет плотины - тогда лопатами, да без ума, намашемся ли?

На этом хотел я остановиться, да махнул рукой - ладно, раз взялся писать главе района, тут уж и о других бедах скажу. И продолжил:

В позапрошлом году украли у нас провода, идущие к водокачке, и вся деревня - и люди, и скотина, - зиму жила на прудовой воде, да растаивая снег на печках.   Попросили мы помощи главы администрации - и за неделю вернули провода на место. Спасибо районному главе. Не кланяясь никому, наладили мы и бочку - емкость у водокачки простым способом - перевернули мы  ее вверх дырявым дном и переварили, но за 40 лет обветшала  вся система трубопроводов и вода до колонок не доходит. Да и сами колонки разворовали лихие озерские парни. (Про ежегодные по 2-3 на дом кражи и грабежи и писать не стал, мы к этому лиху привыкли, как к восходу солнца). Сидит деревня без воды. И остался из всех составляющих нынешней космической цивилизации один лишь свет. Но висят провода на деревьях и на сгнивших столбах, и живут в них, как в скворечниках, птицы. К ним и изоляторы привернуть нельзя - труха, так мы наловчились их проволокой приворачивать. А два столба, на которых крепятся провода, идущие через верхний пруд, сами едва держатся на этих проводах: упадут в пруд эти провода и столбы летом, когда купаются дети - и тогда: но, лучше не будить лиха. Были в районных электросетях года три назад, и нам сказали: деньги за свет берем, а столбы и провода - дело не наше. Про дорогу в Польское и вовсе говорить нечего, зимой ее нет. Голое поле, снежная пустыня. А всего-то грейдеру проехать 2 км. Но, видно, списали со счетов русскую деревню. Кому-то это, видно, надо. Только - кому?

 И от имени жителей д. Польская подписался для веса всеми своими регалиями:

Член Союза Архитекторов России,

Советник Российской Академии Архитектуры и Строительных наук,

Член Союза Писателей России                                              А. Новосельцев

 

Каюсь: сидел в деревне, писал письмо, и, грешным делом - думал: уж не скажут ли, что шкурный интерес двигал моей рукой, что, мол, за высокими словами хочет он, чтобы к его даче дорогу чистили, да свет и воду ему наладили? Мысля так, глядел в окошко, на веселую под солнцем рябь воды в прудах, на буйные заросли вербы и молодой березовый подлесок, цветное ожерелье деревенских домиков за прудами, а потом обернулся, да взглядом в печку уперся и решил - все одно, ни ворами, ни отсутствием света и воды, ни бесконечными огненными палами меня из деревни теперь не выкурить: не дай Бог, лихие годы - меня и семью пруды напоят, печь согреет, а земля накормит, а чтоб писать хватит свечки да бумаги. Не за себя же думаю, а за тех, кто всю жизнь в деревне прожил, кормя нас, и кого в деревне забыли - оттого и не стыдно мне, да и не прошу я, а лишь напоминаю: на один райцентр в России -  сотня сел, на областной - тысяча, а на столицу беспамятную их сотни тысяч. И живут в них люди. Пусть три человека, как в Польском. Или пять как в Жилом. И неужто не заслужили они, чтобы и завтра были у них и вода, и свет, и дорога?     

Написал я письмо и отправил. Ждали мы ответа - и не дождались.

Что за это время произошло? Неужели ничего совсем в деревне не происходит? Нет, сложа руки не сидели. Собрали урожай, картошку. Не дождавшись липецких мелиораторов, мы, те самые дачники, две недели назад снова собрались миром, да заложили камнем и глиной ту брешь в плотине, сколько позволили силы и квалификация. Николай Алексеевич Василенков, все еще горящий огнем желания сделать село Польское одним из центров деревенской культуры, построил и запустил баню, из старого сарая великого нашего гармониста Афанасия Ивановича Матюхина сделал конференцзал с камином и открытую площадку для проведения мероприятий, отремонтировал и благоустроил бывший дом гармониста, расчистил захламленную территорию и планирует поставить два гостевых дома, в которых мечтает размещать тех, кто будет приезжать на фестивали гармонистов. Пробовал он договариваться с властями взять пруды в аренду и запустить рыбу (не только для себя - для любого, кто с удочкой придет: с простой, а не с электрической) - сказали: нельзя, пруды общего пользования. Решил он сделать еще один пруд - опять сказали нельзя. Почему - объяснили невнятно. Выходит, уйдут пруды из-за неотремонтированных плотин - и никому до того дела не будет, а сделать новый пруд - нельзя. Иной раз опускаются руки даже у такого деятельного человека как Н.А. Василенков, да все убеждаем его - ведь не все ж так плохо, посмотри, Коля, лучше на закат. И посмотрит Николай  Алексеевич на закат, и вдохнет деревенского воздуха, и скажет, уже тише, спокойнее, но все же с горечью: <Да пусть не помогают. Не мешали бы только: Кажется, и в глаза меня не видели, а уже какое-то предубеждение имеют: вот, мол, приехали из Москвы, как бы все к рукам не прибрали бы. А ведь я родом из крестьян, из смоленской деревни. А места мне ваши нравятся. Да и песни тоже>. - И опять к нам обращается: - Ну что? Фестиваль проводить будем? А? Давайте, приглашайте Заволокина, ансамбли сибирские, казаков с Дона сам привезу. Составляйте программу - я помогу. 

Такие он, Коля, Николай Алексеевич, идеи предлагает. Дело делает.

Что еще из новостей? Картошку убрали - это одно из важных дел. Но: как только убирается картошка, и пройдет радость от ссыпанного в подвал последнего мешка - тут и заноет, защемит сердце. По земле заболит, от проклятого неведения: что же будет с ней, вспашется ли под зиму? Как не болеть ему, когда на памяти так ясны, словно это было вчера, мытарства прошлой осени. И тогда была осень, и тогда оголились поля, и промотались мы лишь за один день 240 км. по району. Трактор искали и не нашли. Осталась земля второй год под зиму не паханной. И так муторно, и так вспоминать не хочется, и в рассказах об этих мытарствах кто-то может подумать, что не все я тогда понял, или не так: Но ведь было же, было. Чего ж тут обижаться. Дневник - он ведь тот же документ, пусть и субъективный.

 Вот какой была та осеняя круговерть с простыми земными заботами.

 

 Рассказ о мытарствах простого человека по обработке матушки-земли.

(Из дневника)

17 октября. Еду в деревню, надо собрать антоновку. Проехал, по пути глядя на поля и огороды. Тракторов не видно. Спрашиваю своих, деревенских, не слышно ли про распашку? Оказалось, почти все махнули рукой на картошку - все равно на трактор нет надежды. Остались мы втроем с Бурцевым и Комаровым. Придется выкроить неделю, пожить в деревне, искать или караулить трактор.

30 октября. В Петрищево обещали - сельсоветский трактор вот-вот отремонтируют и приедут пахать. В Озерках обещали тоже. Кто-то приезжал аж из Становой, но пахал только своим родственникам. В деревне пробыл с 26 октября. Возвращался, заехал в Петрищево: трактор все еще не сделали. 5 дней прождал-пронадеялся зря. 

8 ноября.  Комаров позвонил, сказал, что надо срочно ехать в деревню - точно будут пахать, трактор уже в Озерках. Едем. Трактор стоит на одном из озерских огородов, ремонтируется. Тракторист вроде бы обещает: завтра.

9 ноября. До обеда прождали - нет. Едем в Озерки. Тракторист посылает нас:нет-нет, к руководству. Мы, оценив обстановку, пробуем еще один вариант. Едем в Грунин Воргол, откуда весной был трактор. Хоть и не ближний свет, особенно через Петрищево и Становую - 40 км, но ведь обещал же нам грунинский тракторист весной! Промотались, кланяясь на каждом огороде трактористу, никто так и не поехал - то жена не дает, то у самого огороды не паханы. Решили ехать домой, в Елец, заодно заехать в Петрищево в сельсовет. Прождали Ирину Николаевну больше двух часов, обзванивая всех, кто может быть причастным к тракторам. Наконец, она вернулась и связалась с руководством хозяйства по телефону. Он дал добро. Слава Богу, согласие руководства есть! Памятуя слова тракториста, что в этот день он уезжать из Озерок не будет, спокойно поехал в Елец отвозить Комарова на репетицию в Казинку. У Кириллова кончился бензин. Два часа стояли, голосовали. Заправились уже в темноте в полшестого. Репетиция в шесть. Успеваем. На обратном пути заехал домой, сказать жене: <Еду в деревню>. Она только вздохнула, но ее успокоили мои слова, что трактор уже в Озерках, завтра точно будет в Польском, и начальство разрешило. В 20 часов еду назад, передавать трактористу <благословение> председателя. В 10-м часу подъехал к Житкову. Тот спокойно сказал, что трактор уехал в Петрищево. Через Жилое. По сути, мимо Польского. Дверь Житкова закрылась. Темнота несусветная, такая, какая бывает именно в глухую ноябрьскую ночь. Стыло, тихо и темно. Есть такое выражение: стоит как дурак. Это точно определяет мое состояние. Куда теперь? В Польское: - а чего там ждать? В Елец: - пустым, с мешком потерянного времени? Решился ехать к Целыковской в Петрищево - она же обещала. Свет у нее горит. Вышла, ей зябко на холоде стоять, одетой по-домашнему. Развела руками: <А что я могу сделать>? Постояли-постояли: зябко. Еще одна дверь закрылась, опять темнота жуткая. А теперь куда? А? Поехал обратно в Польское, забрал мешки, в полночь вернулся в Елец.

10 ноября, воскресение. Позвонил Комаров - давай поедем завтра в Становое, за помощью. Вздыхаю - еще живо вчерашнее, по сути -  нынешнее мытарство.      

11 ноября, понедельник. Рано, чтобы застать всех, едем в Становое. Сидим у Клавдии Ивановны в отделе культуры. Комаров начинает рассказывать как в песне: издалека долго, в деталях: А я смотрю на Клавдию Ивановну. Вижу, что она слушает, но в понедельник у каждого руководителя мыслей - на неделю, и вопросы наши ей явно не по профилю. Оттого кивает механически, и когда Комаров делает паузу, еще не изложив суть дела, говорю коротко:

 - За один вчерашний день в поисках трактора мы проехали по району 230 километров. (Я обнулил спидометр в утром в Озерках). И - не нашли. На чем пахать?

Глаза у Клавдии Ивановны осмыслились.  Она вздыхает, а я продолжаю:

- Ладно, не в нас дело. Мы посидели - и уехали в Елец. А деревенские люди? Как им жить-выживать? Кто-нибудь подумает о них?

К.И. опять глубоко вздыхает, рассказывает, что и у нее проблем много.

Я подвожу итог, загибаю пальцы:

- Вот смотрите: у нас в округе на две живые деревни - Петрищево и Озерки - четыре умирающих: Жилое, Польское, Лаухино, Бунино. В них в среднем по 3-4 жилых двора осталось. Каково отношение - два к четырем?! Мы сегодня печатаем золотыми буквами вот такие толстые тома <Энциклопедии ушедших деревень России>, а у нас на глазах (сегодня - не вчера!) проходит история гибели русской деревни. Здесь, под боком! На памяти лишь одного, молодого еще поколения, вот что случилось: только в одном  Польском в 50-е годы по рассказам было три колхоза! Три! Потом их сократили, потом угнали стадо в Озерки. Потом стадо угнали из Озерок в Петрищево, а вместе с ним и машинный двор с техникой, а люди, те самые, который съезжались в 80-е годы из окрестных бесперспективных деревень поближе к газу и воде по программе <50 липецких сел>, остались без работы. Сегодня, я уже слышал, все хозяйство перемещается еще дальше, то ли в Кириллово, то ли еще дальше, в Ламское. А перспектива какая - нетрудно двигать мысль дальше. И кто же вспомнит теперь и Польском, о Жилом? Кому они нужны? <Четыре к двум> - это нынешняя статистика. Из шести деревень четыре обречены на уничтожение. Уж если при живых-то людях разбирают дома в Польском и Жилом, колхозные дворы в Озерках, то что же будет, когда съедет из них последний человек! Так, видно, и по всей России две из трех деревень никому не нужны. Ни-ко-му. И никакими словами не убедить меня в обратном, ведь землю там обрабатывать нечем - это правда сегодняшнего дня. Была в Польском последняя надежда - 30-летний конь Васька, на нем кое-как огороды обрабатывались, был он единственным транспортным средством и связью с миром в бездорожье, когда ни зимой, ни в грязь  ни на чем из деревни не проехать за хлебом, почтой  или, не дай Бог, в больницу. Но прошло его время - Чалый сдал его по весне, а осенью забил Чалый скотину, заплакал, вспоминая, как сдавал на елецкий мясокомбинат корову, погрузил свои гуни, и уехал жить к детям в город. И вся связь с миром у деревни зимой кончилась. И что же нам - спокойно смотреть на это? Мы ведь, без преувеличения - свидетели гибели нашей деревни!  На нашей земле!

Молчит Клавдия Ивановна.  Вздыхая, рассказывает, что везде так трудно. А потом набрала номер телефона того председателя, что обещал уже петрищевскому главе трактор. Клавдия Ивановна только заикнулась о нас, как тут же и осеклась, слушая трубку и кивая.

- Ну вот, - сказала она, положив трубку. - Все он знает про трактор и помнит. А дело в том, что тракторист запил. И это теперь у него дней на пятнадцать. Так что, он говорит, если могут они на тракторе ездить - пусть садятся и пашут. Сами. Вот так:

Закончить бы эту тему, но - земля не пахана и душа не на месте. Когда я вернулся, жена сказала:

- Да ладно вам ездить, лопатой будем копать. На четыре мешка картошки землю вскопаем.

И я согласился.

12 ноября, пятница. Оказалось, что почти согласился. Потому, что сегодня позвонил Комаров и радостным, уверенным голосом сообщил, что в Становом был концерт, на нем пел его хор из Петрищева, а на концерте были и те люди, кто способен определиться с распашкой. И они твердо пообещали на выходные прислать трактор. Так что завтра надо срочно ехать в Польское.

13 ноября, суббота. Едем пораньше, заодно везем доски Климову на пристройку. В Польском Светлана Александровна. Первый вопрос к ней:

 - Трактор был?

- Нет.

 - Вы тогда ждите, никуда не уходите, мы за дровами съездим.

Ждали всей деревней. Сидели у Климовых до ночи, прислушиваясь. Тишина райская. Ни звука, кроме звуков природы, которыми надо очаровываться. Да не очаровывается как-то без распашки. В 2 ночи возвращаемся в Елец.

 - Ничего, - говорит по дороге Комаров, - я завтра в Петрищево на репетицию еду, а потом будет небольшой праздник по поводу удачного выступления в Становом, там я им не спущу.

15 ноября. Утром позвонил Комарову сам.

- Ну что, вспахали?

Вздыхает в трубку. 

- Нет, не вспахали, - и тут же бодрым, уверенным голосом продолжает. - Но зато слушай какой разговор у нас был. Они мне говорят: 26-го надо выступить, на Дне Матери. А я им - а нам надо пахать! Нанимайте танцоров, певцов, артистов, кого хотите, платите им, а мне нужно пахать. Вот и думайте:

И уехал Комаров. И так и хочется видеть, как задумались те, от кого зависит распашка. Только что толку-то теперь. С ночи мороз, земля колчужками стала, теперь ее только ломом копать. Замерзли, остановились и мысли мои - чтобы распахать землю, зато вернулся я с ними к прошедшему месяцу битвы с чиновниками за будущий урожай. И все яснее становилось мне, откуда взялось понятие: <Умирающая деревня>.  И вспомнилось мне вот что.

Неделю назад я, весь опутанный мыслями на тему <как пахать> ехал мимо Ивановой избы. Иван сидел на крыльце, и я остановился поздороваться. Человек на деревенской дороге - явление редкое, поэтому, увидев меня, вышла и его сестра, тетя Шура. Кажется, все ее раздражает, -  и погода, и даже собственная корова. Вот и теперь, в свойственной ей манере, от которой каждый из собеседников чувствует себя источником всех ее проблем, на мое <Здравствуйте, как живете-можете?> сказала громко и вызывающе, будто долго ждала, кому бы это высказать:

- Да какая здесь жизня! Ни больницы, ни хлеба, ни дороги - ничего! - и обернулась к брату, спокойно сидевшему и улыбавшемуся мне. - Они вон сели у машину и уехали. А мы - хоть подыхай тута. Усе! Весной соберуся и уеду!

- Да ладно: - спокойно, улыбаясь большим ртом, сказал Иван. - Усе нормально, живем:

- Да какая эта жизня! Уеду и усе! - опять повторила тетя Шура и отвернулась.

Живет она в Соловьево, в тридцати километрах отсюда, и года три назад приезжала  вместе с коровой зимовать к брату, но надолго ее не хватило. Пожив с год, она уехала. Конечно, она права. А Иван, живущий один в этой избе вот уже больше десяти лет после смерти матери? У него своя какая-то правда. Правда долго-и-всетерпения, вселенского, извечного. И, поняв Ивана, можно понять русского человека. Если умом судить - Иван кругом не прав, а ежели: И чем судить-понимать, какой меркой его философию-правоту? Подумав, прихожу к выводу: крест русского человека - нести через всю свою жизнь и заботу о земле, и соседей друзей, и с соседей-недругов, и власть, и стихию можно по какой-то формуле. Точка этой формулы - та середина крестного знамения, которой он, православный, и не касается. И носит его, православного, ото лба (ума) донизу (еще бы!), и справа налево. Тут тебе и география, и судьба, и русская неразбериха. И между этими качаниями - мытарствами его та заветная, неприкасаемая середка - душа. Вот если ею, а не умом смотреть на мир - то прав Иван. Смирение - высшая добродетель. Потому - душа: А я все про трактор думал. Вот ведь история какая. 

 

Что еще было в деревне? Пока писалось письмо, пришло известие, что в Становлянской больнице умер еще один постоянный житель Польского, Иван Мореевич Жуков. И осталось в деревне 2 местных жителя: Иван Филиппович Кузнецов  65 лет и Алексей Васильевич Новиков 75. Несмотря на это - уверен, что и зимой над деревней будут дымиться трубы, несмотря даже на отсутствие воды и света. Нам не впервой - какую войну пережили!

 

 

Что решили на Круглом столе? Ни нам без деревни не выжить, ни деревне без нас. Весной, в мае провести здесь, в Польском, Всероссийский фольклорный фестиваль под тем же названием <Деревня, которой нет на карте>, а пока совместными усилиями помогать деревне, делать дорогу, обустраивать Центр деревенской культуры. А главное - строить Храм. Первый камень мы уже заложили. 

 

 

 

Приложение к докладу

Вот что говорит документ об истории Польского:

 

<Деревня Польская и выселки из деревни Польской, собственники. До 10 ревизии крестьяне этих селений составляли одну барщину, жили при господской усадьбе. Лет за 20 до воли 5 душ были выселены из имения в поле; затем лет за 5 до воли туда же было выселено еще 10 душ, которые и образовали собою Польские выселки.  До Положения крестьяне отбывали изд. пов. (издушную повинность? А.Н.) С 1864 года платили оброк, а в 1880 вышли на выкуп. До 1861 года земли в пользовании крестьян было 174 десятины, по 7,5 десятины на тягло, из этого числа, по уставной грамоте, в наделе крестьянам поступило 162 десятины, остальные 12 как излишек против нормального надела, отошли к владельцу. На души перешли после размежевания; поделили на число ревизских душ - в деревне на 39 душ и в выселках на 15; при той разверстке остаются и теперь. Земля у каждого селения в отдельных особняках; прогоны и проезды на поля свободные. Почва - на 1/3 чернозем и  2/3 суглинок, глина и камень. Поверхность полей неровная, много оврагов и бугров. При первоначальном разделе землю ровняли по качеству; в каждом клину на душу пришлось по 3 загона, мерою - 2 по 10х80 сажен и 15х80 саж. Сенокосов нет. Лес только у крестьян д. Польской - 2 десятины дубового, полустроевого, поделен на дворы. Выпаса не нанимают, скот пасут по своим угодьям и большой дороге, которая пролегает подле селения. Мирских доходов нет. Сельские расходы общие в обоих селениях, так как они составляют одно административное общество, расходы эти следующие: старосте 11 руб., писарю 6р. 60 коп., церков. Стор. 3р. 40 коп., на молебны 8 руб, на отправку податей 2 р., пастухам - в деревне 30 руб, и в выселках 18 руб. В селении есть хлебный магазин, в марте 1886 г. было засыпано ржи 25 чет., овса не было>.

Сборник  статистических сведений по Елецкому уезду за 1887 год. Москва, тип. Исленьева, 1887 год. Издание Орловского губернского земства. Стр. 74.

Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru