Rambler's Top100
   Вести с мест:  "Литературный факел"
Мария Полякова  

К 60-летию Великой Победы в издательстве "Газоил пресс" вышел в свет очередной номер художественно-публицисти-ческого альманаха "Литературный факел". В нем опубликованы стихи поэтов военных лет - Алексея Суркова, Константина Симонова, Александра Твардовского, Ольги Берггольц, Алексея Недогонова, Юлии Друниной, Анны Ахматовой и других, а также широко представлено творчество работников газовой отрасли. Литераторы-газовики живут и трудятся на огромных просторах России - от вечной мерзлоты Крайнего Севера до субтропиков Причерноморья и Кавказа.

Мы предлагаем нашим читателям беседу с заместителем главного редактора "Литературного факела" Иваном Подсвировым.

 

- Иван Григорьевич, сколько лет издается альманах?

- Третий год. В этом номере печатаются художественные и документальные рассказы о Великой Отечественной войне, мемуары и воспоминания ветеранов фронта и тыла, стихи и публицистика на исторические и современные темы. Надеюсь, читатели с интересом прочтут публикации Алексея Поповича, Тамары Лобовой, Анатолия Веремьева и Александры Потемкиной, в которых приведены свидетельства очевидцев о двух войнах - гражданской и Великой Отечественной. В заметках приоткрываются неоднозначные страницы нашей героической и трагической истории. В предисловии к очерку Константина Паустовского "Простое дело", извлеченному из военного архива, Владимир Стеценко добавляет неизвестные штрихи к фронтовой биографии писателя.

- По моим подсчетам, в последнем номере "ЛФ" увидели свет произведения более ста авторов из разных городов и весей России - Надыма, Уренгоя, Тюмени, Самары, Ямбурга, Ставрополя, Кисловодска, Краснодара, Махачкалы, поселка Провохеттинского на Ямале, Нефтекумска, Ухты, Ростова-на-Дону, Сыктывкара. В предыдущих выпусках примерно такая же статистика и обширная география. Как вам удается собирать под одну крышу так много провинциальных поэтов, прозаиков и публицистов, удаленных друг от друга на тысячи километров? Альманах довольно объемен - 35-40 печатных листов, с цветными иллюстрациями. Да и выходит немалым по нынешней поре тиражом в две с половиной - три тысячи экземпляров. Наверное, Газпром щедро финансирует вас?

- Увы, Газпром не финансирует альманах. Это заслуга дочерних предприятий, профсоюзных организаций отрасли, проявляющих заинтересованность в развитии российской культуры и литературы в "глубинке". Альманах выходит наперекор массовому ширпотребу и литературному цинизму, поразивших многие издания в столице и больших городах. Предприятия финансируют "ЛФ" вскладчину, на паях, и сами же рекомендуют для печати те или иные произведения, в том числе, известных писателей. Нам лишь предоставлено право выбора.

- Выходит, провинция взялась осуществлять литературную политику, коль в этом не заинтересовано государство?

- А что прикажете делать? Единственный выход - в наступательной, творческой самоорганизации. В годы безвременья на просторах России появилось немало одаренной молодежи, особенно среди поэтов. Придерживаясь классических традиций, молодые пишут ярко, афористично, с глубоким осмыслением прошлого и настоящего. И что отрадно - их не страшит антикультура, ибо при высоком голосе нет нужды слушать козлиное блеянье. Многие наши авторы прекрасно образованы, обладают искренностью чувства, энергией интеллекта и стиля. В общем, чем хуже бытие, тем проникновеннее слово, лирическое и протестное. Не стоит унывать. Еще посмотрим, кто останется в литературе - сокровенные, духовные творцы или сорокины, люди из искусственных "обойм".

- Мне кажется, альманах выгодно отличают от иных толстых журналов его демократичность, правдивость и, как это ни высокопарно, народность. Например, я прочла рассказы Бориса Касаева, Галины Вершининой, Александра Расторгуева, Владимира Плотникова и от души порадовалась открытию: колоритный язык, сложные судьбы, не показная доброта персонажей... Невольно подумалось: да эти авторы пишут не хуже признанных мэтров! Их вполне можно принять в Союз писателей.

- Обычно талантливые личности лишены тщеславия, мало заботятся о себе. Живут неприметно у нефтегазовых трасс, вдали от цивилизации - в тайге, среди тундры и бескрайних степей, среди гор... И молча сочиняют, как Бог на душу положит. Отсутствие суеты, зависти - залог нравственного и творческого здоровья. Вы назвали имена прозаиков, а я хочу обратить ваше внимание и на поэтов: волжанина Геннадия Мельникова, Елену Нечаеву из Краснодара, Дмитрия Кривцова (Коми Республика), Сергея Абрамова из Сургута. Их лирика пронзительна, исповедальна, мысли и чувства обнажены до предела. Приведу всего лишь две строфы из стихотворения Абрамова, передающие состояние современной деревенской атмосферы:

Церковь у леса стоит - сиротина...

Птица замедлит полет.

Кони пришли - видно, чует скотина,

Кто от напасти спасет.

Мимо машины пылят по дороге,

Пыль застилает глаза.

Ворон на елке подводит итоги -

Где-то уж близко гроза...

Наряду с начинающими авторами альманах регулярно печатает и профессиональных литераторов. Многих из них опять же рекомендуют предприятия. Наши читатели успели познакомиться с новыми произведениями Виктора Лихоносова, Ивана Вараввы, Людмилы Солдатенковой, Льва Котюкова, Александра Кувакина, Владимира Пронского, Виктора Жорника, Фазу Алиевой, Михаила Зубавина, Валентина Суховского, Эдуарда Алексеева, Ванцетти Чукреева, Александра Дорина, Владимира Силкина, Людмилы Ефремовой, Сергея Соколовского, Юрия Баранова, Григория Осипова, Владимира Богатырева, Валерия Хатюшина, Натальи Рожковой, Юрия Куксова, Александра Суворова, Николая Соляника, многих других. В "Литературном факеле" впервые появилась талантливая повесть прозаика Николая Дорошенко "Прохожий", удостоенная отраслевой премии "Факел-2003". В юбилейном номере мы публикуем его социально-философские размышления "Культура и национальная безопасность".

- Вы забыли упомянуть о своих работах: "Две встречи с Константином Симоновым" и "Война и мир Виктора Астафьева", опубликованных в "ЛФ". На мой взгляд, вам удалось найти интересную форму, позволяющую органично соединить личные воспоминания с анализом произведений, размышлениями о сути творчества. После отшумевших, порой бурных споров и дебатов вокруг имен Астафьева и Симонова критика утомилась, надолго умолкла, и вы как бы возвращаете нас в недавнее прошлое. Мне даже показалось: это своего рода вызов. Не так ли?

- У меня не было желания схватываться врукопашную с критиками Симонова и Астафьева. Время утекло, страсти откипели, и пора кое в чем спокойно, объективно разобраться... На основе личных встреч с Константином Михайловичем и Виктором Петровичем (кстати, они очень ценили друг друга!), анализа отдельных их произведений о войне я попытался рассказать о сложных, трагических и счастливых судьбах выдающихся художников слова. Они навсегда остались в русской и мировой литературе.

- В 1997 - 2001 годах вы были одним из ведущих редакторов газпромовского литературно-публицистического журнала "Фактор". Но его благополучно закрыли... из-за нехватки средств. Каковы ныне перспективы у "Литературного факела"?

- Ваш намек ясен. Но "ЛФ", повторяю, не финансируется Газпромом. Судьба альманаха зависит от газовых предприятий и, разумеется, от расположения звезд на небе, стечения прочих обстоятельств, как любит выражаться наш главный редактор Серго Степанов. Если серьезно - перспективы у нас есть: мы намерены и впредь помогать начинающим авторам из провинции, а также известным литераторам, которых ценят в регионах. Уникальность альманаха в том, что живые голоса с мест, прорывая глухую блокаду, все слышнее звучат и в Москве, и во всех уголках страны, и за рубежом.

Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru