Rambler's Top100
   Вести с мест:  "Житие у реки в захолустном глухом городке"
Е. Кузьмина  

Если заместитель главы администрации района по социальным вопросам настойчиво и с волнением спрашивает у руководителей писательской организации: "И все-таки, скажите, есть ли у нас среди молодых поэтов новые звездочки?", - если руководитель отдела культуры того же района знает почти всех начинающих поэтов области, уточняем - области, в лицо, а своих пестует и своими гордится, если звание "Человек года" получает поэт, если на один небольшой районный центр - две большие поэтические студии, одной из которой руководит лауреат Всероссийской литературной премии, то не сомневайтесь - это происходит на родине северных поэтических фестивалей - в городе Каргополе Каргопольского района Архангельской области. Здесь поэтов любят, здесь их ценят...

Второй раз прошел в Каргополе поэтический фестиваль "Поэзия Севера всегда молода", и в рамках этого фестиваля - Всероссийское совещание молодых писателей.

Первое подобное литературное мероприятие состоялось в апреле 2001 года. На закрытии фестиваля руководитель отдела культуры Каргопольского района Лидия Морозова предложила молодым поэтам и прозаикам встретиться в Каргополе через год. Идею проводить творческие семинары регулярно - раз в два года - горячо поддержала и председатель правления Архангельского регионального отделения Союза писателей России Инэль Яшина. И вот - Второе общероссийское совещание молодых писателей в Каргополе. В этот раз руководителями семинара прозы стали секретари Союза писателей России, писатели Сергей Лыкошин и Сергей Котькало, семинара поэзии - консультант-рецензент Архангельского регионального отделения Союза писателей России, доктор ф.н., литературовед Елена Галимова, председатель правления, поэт Инэль Яшина, заместитель председателя правления, поэт Елена Кузьмина, руководитель каргопольской поэтической студии "Белый журавль", поэт Александр Логинов.

Молодые литераторы съехались в Каргополь со всей огромной Архангельской области, Нарьян Мара и Тулы. Некоторые были слушателями первого совещания. Писатели, которые руководили семинарами в 2001 году, единодушно отметили значительный творческий рост молодых поэтов и прозаиков. По отзывам самих слушателей - главное, что дали эти семинары - большой духовный заряд на будущее. Разговор на семинарах шел не только и не столько о мастерстве писателя, о том, как писать, сколько - о чем, ради чего, о самом смысле литературного творчества. О творчестве и таланте как Божиих дарах, об ответственности писателя перед Богом и людьми. И, конечно, о жизни в России, о судьбе России...

"Мы получили не только оценку рукописей, - пишет в заметке о фестивале одна из его участниц, слушательница семинара прозы, - но, что не менее важно для каждого взявшегося за перо, - и анализ данного направления творчества в целом, как положительных, так и отрицательных сторон. Глубокая и обширная эрудиция руководителей семинара позволяла им приводить примеры в контексте классической и современной литературы, делать более доходчивыми выводы о наших творческих удачах и промахах. Атмосфера семинара была искренней и доброжелательной, но поблажек не делалось никому, оценивались как профессиональные качества пишущего, так и дилетантские, графоманские наклонности, о которых говорилось жестко и объективно. Постоянно звучало: литература - это Судьба. Для многих писавших и пишущих - тяжелая и беспощадная, не терпящая компромиссов, а не игра в слова на белом листке бумаги... Думаю, многие участники семинара получили серьезный Урок мастерства, который запомнится надолго".

Пять литераторов по итогам совещания были рекомендованы в Союз писателей России: поэты Илья Иконников из Онеги, Надежда Сорокина из Тулы и Александр Быков из Няндомы, прозаики Анатолий Попов из Каргополя и Елена Антропова из Архангельска.

Руководители семинаров отметили творчество северодвинки Татьяны Щербининой, Валентины Ярыгиной из Устьянского района, Сергея Мурашева из Вельского района, совсем юного каргопольца Максима Иванова (так что можно утешить заместителя главы администрации района по социальным вопросам Любовь Петровну Попову - растет в Каргополе талантливое молодое поколение).

На этой ноте и закончить бы маленький обзор Каргопольского совещания, но не получается...

Житие у реки в захолустном глухом городке,
Где на том берегу тарахтит и визжит пилорама,
Где при свете луны отражаются звезды в реке,
А при солнечном свете - старинные белые храмы.
Где на площади главной растут лопухи и трава,
Где в тени колокольни вино алкаши распивают.
Где пешком на обед каждый день городской голова
По мосточкам идет, головою прохожим кивая.
Дома ждут голову щи горячие в русской печи,
Телевизор "Рекорд" - а другого ему и не надо...
Житие в городке, где пастух под окошком кричит,
Собирая коров поутру от подойников - в стадо.
Житие в городке, где все знают друг друга в лицо,
Где любая кума непременно нуждается в куме,
Где крапивой густой затенило забор и крыльцо
Вросшей в землю избы, где хозяин единственный умер.
Где в одном помещении с ЗАГСом находится суд.
Где весной голубой, год за годом, еще раз и снова
Во дворах перед Пасхой перины хозяйки трясут
И гоняют мальчишек к реке за водой родниковой.
Где вороны истошно кричат в ожиданьи дождя,
Где мужик на завалинке смачно дымит папироской.
Где стоящая в сквере еловом фигура вождя
Отливает не бронзой, а старой сереет известкой.
Житие в городке, где подать до погоста рукой,
И любой старичок добрести сюда в Троицу в силах,
Где за каждой оградкой - уют, чистота и покой,
Где покойников чтут и сажают цветы на могилах.
Где, гостей провожая, старушка в цветастом платке
Крестит их со спины и рукой вслед автобусу машет.
Житие у реки в захолустном глухом городке
Есть как раз - Житие, а не жизнь сумасшедшая наша...

Так писал о Каргополе ныне живущий в Архангельске замечательный каргопольский поэт Александр Росков. Кстати, храмов, белых, и не совсем белых, и совсем не белых, отражающихся в реке Онеге, - 11. Одиннадцать - на провинциальный городок. Из них только один храм - действующий. В другом - музей. Третий передали епархии, но служить некому... Остальные, так называемые памятники архитектуры, заколочены. Разрушаются. И чем дольше находишься в Каргополе, тем чаще умиление сменяется печалью и тревогой. Уже не удивляешься, когда в стихах молодых каргопольцев находишь страшные, богоборческие образы. (Кстати, на Вербное воскресенье в этом единственном на весь город действующем храме причащались чуть более десятка человек, хотя храм был переполнен...) Не получается ЖИТИЯ в провинциальном городке.

Каргополь - древний северный город, здесь есть, что показать туристам, есть, чем восхищаться. Но, рассказывая о своем городе с любовью, гостеприимные хозяева нет-нет, да и вздыхали горестно. Каргопольский район - один из самых бедных в Архангельской области. И такое уникальное наследство, как Каргополь, ни району, ни области не сохранить. Хорошо, что Каргополь вошел в федеральную программу возрождения малых городов России. Но этого недостаточно. Духовное поле Каргополя - вот что главное. А чтобы возрождалось это поле, необходимо много и многим потрудиться и, обязательно, при взаимодействии духовных и светских властей.

Возможно, со стороны писателей, помощью Каргополю, кроме участия в поэтических фестивалях, будет и создание вместе с заинтересованными организациями юношеского православного летнего литературного лагеря. Нельзя, чтобы "кресты, царапающие небо", оставались в образной системе юных каргопольских поэтов. Нельзя.

Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru