Rambler's Top100
   Критика:  К вопросу о Вере в возрождение России!
Х.И. Исхаков  

О книге Романа Алексеевича Силантьева "Новейшая история Исламского сообщества России"

Мудрее всего - Время

Фалес Милетский

<Аллах мудрый>

Коран

В основе книги лежат события смуты, ощущаемой во всем мире. Исчез державный дух во власти, в этом смысле нет ей конца, как и в идее мирового кагала, что достаточно и 50 миллионов русских рабов: <они> полагают, а Бог располагает! Да, в храмах отпевают более миллиона безвременно усопших и некому молится о людях без определенного места жительства. Да, пенсионеры вынуждены работать, печалятся что их дети торгуют или охраняют <счастливых> сверстников, а СМИ растлевает их внуков. Смута лишила <детства> - ангела-хранителя армию беспризорных детей, армию <благополучных> детей без брата и сестры как и их родителей. Со светлой печалью прочтут они СТ. Аксакова (<Детские годы Багрова внука>), Л.Н. Толстого (<Детство. Отрочество. Юность>), И. Шмелева <Лето Господне> и будущего автора о <Детях смутного времени>.... Словом, как в гражданские войны, <подешевел человек> (Шолохов, <Тихий Дон>). Тогда, в эпоху деятельности кагала <воинствующих безбожников>, разрушавших храмы и семьи, Шолохов предугадал начало созидания Державы.

Главное в проблеме, которую преодолевал Р.А. Силантьев, отношение мусульманина ли к православию, православного ли к исламу. Тому множество примеров, начиная от святого князя Владимира, Александра Невского, ханов Золотой Орды, Пушкина и Лермонтова, Карамзина и Бартольда, Тукая, Расула Гамзатова и Мусты Карима... Пророчествами полны сочинения Пушкина, Лермонтова и Толстого о будущих <Кавказских пленниках>. Один из них, полковник налоговой полиции Николай Иванов, является автором эссэ <Расстрелять в ноябре>. Ее критика Эдуардом Володиным в книге <Русский мир>, как и обе эти книги остались незамеченными Р.А. Силантьевым., как и сочинения Пушкина о смутах (<Борис Годунов>, <Капитанская дочка>, <Песни о Стеньке Разине>), роман В.М. Шукшина <Я пришел дать вам волю> (1998), где сплелись судьбы русских, татар, башкир, мордвы с властью царя и духовенства, подавивших мятеж.

Статья <Разная вера - единый народ> о древней дружбе христиан и мусульман Сирии, как и России, завершает сборник Э.Володина <Ответ перед Господом нам держать всем> (2002) И поэтому Сирия взята под прицел мирового кагала вслед за Россией? Можно сказать, что видение Володиным этой проблемы в той или иной степени озвучены Верховным муфтием Талгатом Таджуддином, муфтием Р. Гайннутдином (<Ислам: вера, милосердие. Терпимость>, 1997), востоковедами Н.В. Ждановым и А.А. Игнатенко (Ислам на пороге XXI века, 2000), Р.Г. Абдулатиповым, (<Судьбы ислама в России: история и перспективы. М.,.2002), востоковедом Ф. А. Асадуллиным (<Москва мусульманская> М.,2004). Мягко сказать, лукавый А.В. Малашенко издал книгу <Исламское возрождение в современной России. М., 1998. <Новые горизонты> в сочинении востоковеда М.А. Батунского (Россия и ислам. 3 т.,2003), вышедшем после его кончины с предисловием его друга Льва Анненского, связаны с сомнительными моментами в 1000-летней истории православных и правоверных.

Ныне, можно сказать, нет острого недостатка в храмах, но люди, особенно городские, более ищут пастырей, и не находя их среди священнослужителей, отдаются в руки лжепастырей. Были и иные времена. <Нижегородский мещанин> Кузьма Захарьевич Минин (Сухорук) и окольничий князь Дмитрий Иванович Пожарский>, услышали голос из темницы Чудова монастыря низложенного патриарха Гермогена. В послереволюционную смуту верующие жили проповедями патриарха Тихона и его верных соратников. Утомленный заключением и домашним арестом, он ежедневно наставлял полсотни душ, радуясь встречи с ними, а они многие лета молились за упокой души его.

Идея автора отражена в содержании книги, посвященной <расколу в исламском сообществе России>. Использованная литература действительно является <новейшей>, но разве устарели труды классиков известных востоковедов и историков, поэтов и писателей, как, например, в вышеперечисленных книгах. Если Наполеон назвал СМИ <четвертой властью>, Пушкин назвал печатный станок <типографическим снарядом>, а ряд журналистов <разбойниками>, то какова достоверность СМИ? В.Розанов говорил, что порядочному человеку век спустя <будет неудобно читать газеты>; к ним можно отнести [с. 31, 54, 62, 119,120,132 и др.].

В первой части автор пишет о <начале раскола, углублении раскола, преодоления раскола в исламском сообществе России>, вновь затрагивает эту тему в третьей части. Вторая часть посвящена <новейшей> региональной истории исламского сообщества, используя статистики для обоснования гипотезы о <расколе>. Странны слова автора о расколе 15-летнюю <размолвку> духовных деятелей мусульман России, точнее Кавказа. Можно говорить о географии и истории мусульманских народов России о многовековой приверженности мусульман Европейской части и русских и сравнительно недавно вошедших в состав России мусульман Кавказа. Но это отмечено в Указе Екатерины II и Указах в связи с образованием патриархии и Духовных управлений мусульман СССР в 1943 году (стр. 16, 21). В смуту обнажаются все противоречия в государстве с одной стороны, и последствия раскола иудаизма, христианства на Западную и Восточную Церкви, Западной Церкви, Русской Православной Церкви - незаживающие раны в истории религий.

Если что грех забывать, то 11-вековую дружбу между русскими и татарами. <Утверждение возможности истинного братства этих религий, - пишет В.В. Кожинов, - вовсе не подразумевает забвение прискорбных страниц с острыми подчас конфликтами православных и мусульман. Но не следует забывать о том, что даже рожденные одной матерью братья подчас оказываются в острейшем столкновении... Ведь мир есть поле борьбы Добра и Зла>.

В книге соседствуют деяния духовенства на благо ли Веры и Родины и чуждые им, и, что называется, <вместе с тем>. В книге, можно сказать, нет ни одного <положительного героя> среди духовенства... Слава Всевышнему, что большинству верующих, как и их предкам, достаточно <сияющего Корана> (Пушкина) и хадисов пророка Мухаммеда.

Четверть века ДУМЕС возглавляет известный в мире богослов Верховный муфтий Талгат Таджуддин. Он сотрудничает с РПЦ, участвует во Вселенских Православных Соборах, осуждает планы создания в России католических епархий и различных не православных центров, <за распространение ваххабитской идеологии> по его указанию были закрыты бугурусланское медресе <Аль-Фурка> и набережночелнинское <Йолдыз>. Торжества, посвященные 1100-летию принятия Волжской Булгарией ислама и 200-летию Оренбургского магометанского духовного собрания, ежегодные паломничества мусульман в бывшую столицу Волжской Булгарии г. Булгар, возвысили статус ДУМЕС не только в мусульманском и вошли в историю России. Вспомним слова незабвенного Эдуарда Володина: <И конечно же, за эти не могли не укрепиться связи писателей с мусульманскими лидерами России. Особо теплые отношения сложились с Верховным муфтием Шейх-уль Ислам Талгатом Таджуддином, который много сделал для взаимопонимания народов России. Его дружеские слова на съездах о естественном союзе православных и мусульман в борьбе за Россию и против всемирного бесовства под названием Новый мировой порядок> (<Юбилейное. Союзу писателей России исполнилось 10 лет>).

Борьба за мир - часть деятельности ДУМЕС. Проповеди Верховного муфтия как листовки распространялись среди солдат в Чечне. Он возглавлял мусульманско-христианскую делегацию, посетившую предвоенный Багдад с миротворческой миссией, а после нападения США на Ирак, назвал Буша <техасским ковбоем> с чем ныне согласны многие американцы, осудившие эту войну. Естественно, что он и другие миротворцы оказались в <поле борьбы Добра и Зла>. До этих событий Талгата Таджуддина сняли с поста председателя ДУМЕС и восстановили. Также был снят от <всех занимаемых должностей муфтий Равиль Гайнутдин> и восстановлен. Недавно <муфтий Нафигулла Аширов и председатель Исламского комитета философ (доктор наук ли?) Гейдар Джемаль> обвинили его в предательстве интересов мусульман после встречи с послом Израиля. Ведая участие Аширова в подготовке смещения Талгата Таджуддина можно сказать о предвзятости обвинений Равиля Гайнутдина, а не ведая? Не следовало ли в связи с этим дать приложение <Имена> с краткой аннотацией. Время расставит все на свои места, так следовало ли ради полуправды бросать тень на ДУМЕС и РПЦ (с.435, 447,451,457,473-4,516:).

Автор пишет о христианизации мусульман <за счет негативного образа ислама, создаваемого средствами массовой информации>, <русификации и христианизации мусульманских народов>, <массового перехода в христианство татар, башкир, казахов, адыгов и целого ряда других народов> (с.610). Этого не было ни с правоверными после взятия Казани, ни со старообрядцами после раскола, выдержавшими многовековое давление Церкви. Давлению СМИ поддается часть интеллигенции, ибо не все духовные лица ревностны пастырскому долгу.

<Высокорелигиозные кавказские и среднеазиатские народы>, о которых пишет автор, первыми создали собственные Духовные управления мусульман, и, как следует из <хронологии> не всегда в поддержку двухвекового ДУМЕС, и благо своей паствы. Часть <высокорелигиозных...народов> отправилась на заработки во все регионы страны, часть вытеснила с рынков и эксплуатирует русских, украинцев и других, создавая криминальную обстановку не только в Москве.

Религиозные же татары и башкиры трудятся по пословице <где родился, там и пригодился>. 1000-летие Казани, отмеченное Россией и мусульманами всего мира, показало важность мирного существования православных и правоверных на ее 1100-летнем пути. Автор исследует, прежде всего, внешнюю сторону жизни мусульман России, а именно деятельность лидеров Духовного управления мусульман и многочисленных партий и обществ. Внутренняя жизнь мусульман европейской части России и Сибири, нарушенная смутой, слава Богу, была относительно спокойна. Ее можно охарактеризовать одним словом: строительство жилья, храмов, окрашенное случаями взаимопомощи православных и правоверных. В связи с этим следует согласиться с автором о Вере в возрождение России!

Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru