|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Критика: Несколько слов о книге и авторе |
![]() |
![]() |
Есть
книги, которые вдруг словно бы пелену с глаз
снимают, - и открываются внутренние связи в
неких явлениях, о которых интуитивно вроде
бы и догадывался, даже был по-своему убеждён,
что только так и должно быть, но догадки -
это ещё не твёрдые знания. Так, я был убеждён,
что не случайно именно в России родилось
целое созвездие учёных с мышлением
поистине космического масштаба - Докучаев,
Вернадский, Чижевский, Яншин: Но почему всё-таки
в России? Из-за её просторов? Как-никак
шестая часть суши всей планеты Земля. И душа
у моего народа - просторная, распахнутая,
открытая всему миру, напоенная вольной
волюшкой за многие поколения
землепроходцев и землеустроителей,
искателей счастья не для себя только:
Однако всё это - слова, образы, полёт
фантазии. А
вот перед вами книга, автор которой с
педантичностью учёного, с привлечением
множества документов прослеживает - как
зарождалось в России мировоззрение,
которому предстоит господствовать в мире,
если мир ещё способен уцелеть и уберечь
свою материальную, земную основу. Речь идёт
об экологическом мировоззрении. На
наших глазах впервые на планете Земля
собрались в Рио-де-Жанейро на закате ХХ века,
в 1992 году, учёные и политики, чтобы, наконец,
совместно взглянуть открыто в лицо
страшной опасности. Опасности, которую
навлекло на себя человечество в торопливых
своих устремлениях к прогрессу, который
стал вдруг на протяжении последних двух
веков восприниматься очень узко, как технический
прогресс. Впервые было всепланетно сказано
о том, что сугубо потребительский подход к
Природе с её богатствами, который
обеспечивает высокий уровень жизни лишь
для развитых стран, - это путь тупиковый,
путь к гибели нашей земной цивилизации. И
сказано не в публицистических статьях, а в
строгих документах, где взвешивались
каждая строка и чуть ли не каждое слово,
документах международных, звучащих как
настоятельные рекомендации правительствам
всех государств. Не
скрою, было очень приятно сознавать, что
среди нашего поколения одним из первых
неустанно бил в колокол тревоги о судьбах
родной природы, наших пашен и вод, наших
безбрежных лесов замечательный писатель
Владимир Чивилихин, русский человек,
сибиряк. Это он сумел затею студенческой
молодёжи Ленинградской лесотехнической
академии о разумном хозяйствовании в
кедровых лесах <раскрутить> до масштабов
всей страны, придумав крылатое название <Кедроград>.
Это он многолетней серией острейших,
будораживших совесть очерков буквально
вдалбливал в сознание современников
простые мысли - не безграничны ресурсы
нашей родной земли, живые силы её природы.
Беречь и умножать их надо, если мы хотим,
чтобы и дети наши, и дети наших детей и
внуков могли бы жить на своей прекрасной
планете. Одним из первых понял он, что наш <земной
шарик> довольно маленький, если мыслить
космическими масштабами. Кстати, космизм
его мышления явственно проступает и в
Главной книге Владимира Чивилихина -
романе-эссе <Память>, где автор уводит
читателей то в глубины истории родной
страны, то заставляет его всматриваться в
глубины всей земной цивилизации и её
культуры. Но откуда у Чивилихина самого
появился, пророс такими мощными побегами
этот космизм мышления? Помогло личное его
знакомство и затем тесная дружба с одним из
мудрейших русских писателей ХХ века
Леонидом Леоновым? Без сомнения. Но ведь и
Леонов не так просто впускал новых людей в
свой узкий круг, в свою жизнь. Видимо, что-то
уже такое знал Владимир Чивилихин, что
расположило к нему автора знаменитого <Русского
леса>?.. И
почему поистине экологическая идея <Кедрограда>
(пусть ещё и не названная так), родилась
Ленинграде, прежде и ныне - Санкт-Петербурге,
в его лесотехнической академии, одном из
старейших вузов России, я как-то и не
задумывался ранее. Книга
Виталия Парфёнова, друга и побратима
Владимира Чивилихина, участника
кедроградской эпопеи с первых её шагов, а
также - в силу особой исторической
справедливости - и
участника знаменательной Конференции ООН в
Рио-де-Жанейро, кандидата
сельскохозяйственных наук и
действительного члена Петровской академии
наук и искусств и Международной академии
ноосферы (устойчивого развития), даёт
совершенно чёткие и убедительные ответы на
все эти вопросы. <Лесной бастион> - это же
не только полезащитные лесные полосы на
краю черноземной русской степи, насаженные
ещё Василием Васильевичем Докучаевым. Это
- символ самой России, великой лесной
державы, снабжающей живительным (и, увы,
рыночники, бесплатным пока!) кислородом
половину планеты. Лесной бастион всей нашей
планеты Земля - вот что такое Россия! Вот
уж не думал, что научные <по содержательной
сути>, как любит выражаться автор, труды
можно читать как увлекательный детектив.
Тем не менее, история зарождения и развития
знаменитой <докучаевской школы>, ветвями
которой стали и современнейшее в новых
условиях учение Владимира Вернадского о
биосфере и ноосфере, и несколько иного
плана, но не менее знаменательное и важное <учение
о лесе> Георгия Морозова, школы, заложившей
подлинные, пусть пока и не всеми до конца
осознаваемые, глубочайшие основы нынешнего
экологического мышления, полна такого
драматизма, таких <сюжетных завихрений>,
такой идейной борьбы и таких примеров
высочайшего гражданского и человеческого
мужества, что никакой романист не придумает.
Какие же это были титаны мысли и духа -
Василий Докучаев с его верными учениками и
последователями! Как умели они работать,
мыслить, отстаивать свои убеждения,
мужественно признавать и исправлять ошибки!
Как само прикосновение к глубинам науки о
почве, о лесе и - шире - вообще о Природе в
её единстве заставляло людей мыслить
масштабно, перспективами страны, всего
человечества! Удивительно!
Книга, посвящённая преимущественно лесным
делам, раскрывающая в новом свете историю
старейшего лесного вуза страны,
заставляет по-новому взглянуть и вообще на
историю России. Скажем, каким убогим
представляли императора Павла I,
взбалмошным, истеричным, глупым, а он,
оказывается, за пять лет своего недолгого
царствования сделал для лесов страны
столько, что и сейчас есть чем пользоваться.
А история отмены крепостного права? Нам-то
вбивали в мозги, что и Александр I и
особенно Николай I
были ярыми крепостниками. Но ещё при них в
недрах тайных комитетов прорабатывались
условия отмены этого позорного явления. И
именно Николай I сумел найти среди
своих сановников достойного человека,
боевого генерала, который прозорливо видел
многие рифы на пути этой реформы и сумел
достойно подготовить страну к тому, чтобы в
значительной мере обойти опасные
препятствия. Фигура Павла Киселёва, одного
из мудрейших царских министров, очень много
полезного сделавшего в лесных делах, без
чего немыслимо было освобождение
крестьянства, вырастает до размеров
символа ума и чести России. Были,
оказывается в России, и такие министры,
которые могли пожертвовать ради пользы
дела своей карьерой, заведомо зная, что
грозит им лично. И
как же нарастает драматизм повествования
по мере приближения к нашим дням! Казалось
бы, социализм - самое справедливое
общество, самое разумное. Но: какие же <щепки
летят>, когда <рубят лес>, включая всю мощь
по социалистически централизованного
государства! А ведь леса России рубили в ту
эпоху без всяких <кавычек>, рубили
безжалостно - во имя высоких целей: развить
промышленные силы страны, восстановить
хозяйство после разрушительной войны и т.п.
Рубят, увы, и теперь, при новом режиме -
столь же безжалостно и опять под прикрытием
высоких целей - нужны средства для вечно
скудного бюджета страны, а <лес - это
валюта>: Как же неистребимо проклятое потребительство,
как въелось он во все поры человеческие! Автор
этой книги Виталий Феодосьевич Парфёнов -
учёный по складу характера и <неисправимый
романтик> по своему мироощущению. Он стоял
хранителем Кедрограда от самых истоков его
и чуть не до собственной смерти. (Буквально! Трижды
пройдя по 70 километров таёжного бездорожья
в течение недели, подчас буквально
барахтаясь в снежной подтаявшей <каше>,
чтобы доставить в Москву свидетельства
преступления против природы, он чуть не
погиб и буквально обезножил. Но всё-таки, не
слушая предостережений врачей, добрался до
Москвы, чтобы передать в высокие инстанции
жуткую правду, подтверждённую документами,
о том, как буквально травят территории
Кедрограда с целью <выжить> тех, кто не даёт
безнаказанно вырубать <кубатуристый> кедр
до основания). Потом, годы спустя,
обнаружился у него и туберкулёз в почти
безнадёжной форме. Когда друг и побратим
Владимир Чивилихин не просто помог
вытащить его на работу в Москву, но и сумел
убедить, что это надо для спасения идеи
Кедрограда на другом уровне, Виталий
Феодосьевич одиннадцать месяцев провёл в
больнице. Спасло его чудо и железный
организм. Несколько лет он уже на совсем
другом уровне - в аппарате Правительства
России - отстаивал те же идеи: разумного,
экономически и экологически обоснованного
пользования богатствами Природы. И уйдя на
пенсию, не угомонился. Теперь он сражается
за великую Мечту, свою и своих друзей-побратимов,
писательским пером. Специалистам лесного
дела известна его научная книга <Комплекс в
кедровом лесу>, за которую он был в своё
время удостоен премии Ленинского комсомола.
О том, как пробивались ростки
экологического мышления в нашей стране, как
много сделали для этого видные учёные
академики А.Л. Яншин и В. А. Коптюг и писатель
В.А. Чивилихин, рассказывается в книге В.Парфёнова
<Из рати подвижников>, которая была хорошо
встречена всеми экологами страны. И вот -
новая книга: Я
убеждён, что прочтут её с любопытством и
большой пользой, прежде всего те, чья жизнь
связана с лесом, - студенты и преподаватели
лесных вузов, работники полуразрушенного
ныне, но всё же ещё не добитого лесного
хозяйства страны, её природоохранных служб.
Впрочем, интересна она для любого человека,
не равнодушного к судьбам Родины и вообще -
жизни на Земле. Потому что книга эта - история
того, как Россия поистине выстрадала свои
идеи всепланетного экологического
мышления. Начиная с Василия Васильевича
Докучаева с его знаменитой школой. А может
быть, ещё раньше. Но осознанно - именно с
Докучаева. Совершенно
отчётливо видны в книге этапы развития
великой русской идеи, ставшей всепланетной.
И становится понятным, почему она именно в
России могла родиться и вырасти буквально
от песчинки (почвоведение Докучаева) до
космических высот (учение о биосфере и
ноосфере Вернадского), дать такую могучую
ветвь (учение о лесе Г.Ф. Морозова),
породившую затем целую рощу направлений в
науке о лесе и природе вообще. Россия
- лесная держава. Факт бесспорный и не
требующий доказательств. Да, была и
Киевская Русь, которую лесной не назовёшь,
скорее уж степная, или на границе леса и
степи. Но укрылся от бурь и невзгод
страшного времени русский народ в лесах, и
только там могло вызреть ядро будущего
могучего государства. Лес был первым
кормильцем, он давал и материал для
строительства, пока не научились строить в
камне. И главное, на мой взгляд, лес душу
народную пестовал и лелеял, приучал жить в
ладу с природой. Лес растил работников, а не
разбойников. Но
громадность неоглядных лесов российских
приучала и к некой расточительности.
Дармовое богатство! Бери, сколько можешь,
ещё нарастёт. И брали. И не убывало его. Пока
население росло медленно. И пока не стал лес
<валютою>, не обрёл стоимость рыночную: Немало
жгучих страниц - строго документальных -
посвящает автор тому, как нарастал, по мере
развития <цивилизации>, процесс
неудержимого потребительства по отношению
к богатствам Природы. Пока не привёл
планету на край гибели. Об этом
недвусмысленно сказано в документах
Конференции ООН в Рио, в 1992 году, где признан
тупиковым путь развития стран так
называемого <золотого миллиарда>. Даже их
возрастающих с каждым годом аппетитов не
вынесет экосистема Земли, не говоря об
остальных пяти с лишним миллиардов жителей
слабо развитых стран. Как же пригодились
человечеству идеи разумного
природопользования, взращённые
поколениями учёных на русской почве! Но
завершается книга на пессимистических
нотах. Потому что именно в России документы
Рио всячески замалчиваются. Потому что они
идут в разрез с направлениями наших реформ,
устанавливающих господство <дикого рынка>.
Вот и приходится сменяющимся в
правительстве временщикам одной рукой
устранять любые преграды на пути
безудержного грабежа природных богатств
кучкой новоиспечённых олигархов, а другой
- лихорадочно искать возможность <сохранить
лицо> на саммитах <Рио+5> и <Рио+10>, где ведь
надо предъявлять реальные меры по
выполнению взятых на себя международных
обязательств. С болью рассказывая об
уничтожении, в частности, самостоятельной
государственной лесной службы,
существовавшей в России со времён Павла I,
даже такой закалённый романтик, как
кедроградец Парфёнов, смотрит в будущее без
особых надежд: Но
завершена книга, а жизнь продолжается. И
может, кто-то из тех, кто её прочтёт, молодые,
энергичные, сильные, подхватят и продолжат
эстафету, начатую В. Докучаевым, Г.
Морозовым, В. Вернадским, продолженную М.
Орловым и М. Ткаченко, подхваченную в
труднейшие времена писателями Л. Леоновым и
В. Чивилихиным, пронесённую с честью
кедроградцами: Валентин Свининников
| ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | |