|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Новости, объявления: Возвращение к истокам |
![]() |
![]() |
Известному
критику, литератору, много лет отдавшему
исследованию национальных литератур
народов России, секретарю правления СП
России Вадиму Дементьеву исполнилось 55 лет,
эта дата по случаю совпала с прошедшими в
столице Днями его родной Вологодской
области, в писательскую организацию
которой В. Дементьев недавно встал на учёт,
а через несколько дней его, руководителя
секций государственного строительства и
культуры Вологодского землячества в Москве,
чествовали в постпредстве земляки. Волею
судеб, в этот же день здесь открылась
выставка известного вологодского
художника Леонида Щетнёва, участника
многочисленных отечественных и зарубежных
выставок, 10-ти персональных, певца родной
Вологодчины:и самобытнейшего экслибриста,
участника Международных конгрессов
экслибриса в Линце (Австрия). Вот так
неожиданно в одной точке пространства
сошлись литература, природа любимого края,
воплощённая в картинах, и экслибрис, как
некое связующее звено. Вечер вела поэтесса
П. Рожнова. В чествовании двух художников
участвовали члены правления землячества Л.
Вологдин и Р. Быстров:от СП России -
секретари СП М. Ахмедов (руководитель СП
Дагестана) и руководитель пресс-центра СП А.
Дорин, с которым и состоялась публикуемая
ниже беседа. -
Вадим, наше время, к сожалению, не щедро на
радостные события, но всё же случались ли в
последнее время события, которым ты
искренне радовался:? -
Да, хотя бы вчера: На открытии Дней
Вологодской области в Москве на книжной
стойке нашел несколько интереснейших книг.
Например, словарь языка прозы Василия
Белова. Или историко-краеведческий
альманах <Харовск> (тоже, кстати,
описывающий места, близкие к беловской
Тимонихе). Открыл для себя целую подборку
учебной литературы по школьному предмету <Истоки>.
Даже захотелось самому сесть за парту. -
А что это за <Истоки>? -
Десять лет, благодаря стараниям и трудам
вологодского профессора Александра
Васильевича Камкина, в российских школах, в
трети, примерно, регионах, в основной
школьный курс введено преподавание
предмета, который учит ребят понимать,
ценить, уважать свою родину, свою семью, ее
родословную, свою веру, свои традиции и
обычаи. Этот курс, так и называется <Истоки>.
Пока наши педагоги и литераторы ломают
копья, как образумить поколение <пепси-колы>,
вовсю идет в высшей степени благородная и
полезнейшая для будущего нашего народа, его
подрастающего поколения, работа нескольких
энтузиастов, которые все эти годы не
дискутируя, делают свое дело. -
Ты, наверно, так заинтересованно говоришь
об этом курсе, потому что его разработали
твои земляки? -
Не только, хотя это, безусловно, наполняет
мою душу чувством гордости. Дело ещё и в том,
что мой родной Новленский сельсовет выбран
одним из головных в России, где
апробируется этот предмет. У нас прекрасная
школа, построенная при Советской власти,
отличные учителя, дельные руководители.
Колхоз, как и другие коллективные хозяйства,
переживает тяжелые времена, но пока
держится. За счет совести, трудолюбия,
ответственности людей. И, в том числе, за
счет: школьной программы <Истоки>. Да-да!..
Раньше-то как было? Производство помогало
школе. А в прошлом году наша сельская школа
помогла колхозу. Организовала поездку в
соседний Кирилло-Белозерский монастырь для
родителей. Многие там и не бывали никогда.
Пожили там колхозники, поработали на
реставрации. Не знаю, что случилось, но
вернулись они и взялись за свои дела совсем
с другим интересом. Землю окропили,
сельсовет объявили зоной трезвости. Сейчас
колхоз стал одним из передовых в районе. Вот
это и есть программа <Истоки> в действии. -
Ты сам каким-то образом участвовал в
реализации этой программы? -
Как раз в эти дни собираю книги из своей и
отцовской библиотек для родного села. Уже
набрал больше двух тысяч томов - собрания
сочинений классиков, книги по школьной
программе, книги с автографами от
Твардовского до Гамзатова. В начале августа
в сельской библиотеке состоялось
обсуждение моей книги о родных местах. Знаешь,
Александр, народ наш оживает. Просыпается (это
Василий Иванович Белов как-то сказал, что
народ спит). Люди надеются только на себя. С
одной стороны, это не больно хорошо. Мы все
века выживали на северной земле сообща. Но,
с другой стороны, появился толчок, стимул к
работе. Объединиться всегда успеем. В этом
году, к примеру, перестали бесплатно качать
воду для огородов с реки. В результате,
многие стали рыть колодцы. Хотя, по-моему,
это не выход. Кто будет с урожаем, а кто -
зубы на полок. Меня, честно говоря, удивляет
другое: как быстро наш народ отказался от
коллективисткой психологии. Будто строем
развернулся: ать-два. Появились
у нас и откровенные куркули. Хапуги. Сегодня,
к сожалению, в большей степени, их праздник.
Но немало в людях осталось и доверчивой
доброты, и бескорыстия, и бесшабашности:
Тысячелетнюю психологию так быстро не
выправишь. Я написал книгу о родной земле,
попытался разобраться - чего ж она так к
себе тянет, так мучает и одновременно дает
душевный покой. Здесь самый главный вывод -
жизнь на земле имеет высший смысл. Затем
хочу написать книгу о семье. Тоже
накопилось размышлений - серьёзных,
глубоких, больных: И третью книгу напишу о
земляках. Будет трилогия. Люди
у нас очень интересные. Поперечные. Вот я в <Литгазете>
опубликовал очерк об Александре
Николаевиче Плигине. Бывший директор
завода, первый успешный кооператор: Живи и
радуйся!.. А он всё оставил. Поселился на
диком, крошечном - семьдесят на сто
двадцать метров - острове посреди
штормового озера, стал восстанавливать
порушенный монастырь, в то время
представлявший из себя груду кирпичей.
Мечта, видишь ли, у него такая была. Плигин
от непосильного труда надорвал сердце, умер.
Но монастырь возрождается. Уникальный,
между прочим, монастырь, третий духовный
центр, как писал в эмиграции Георгий
Федотов, Древней Руси. Вот такие люди меня
интересуют. Сейчас, кстати, составляю книгу
воспоминаний о Плигине, листов десять уже
собрал. -
То есть, ты всеми своими изысканиями, своим
душевным притяжением ушел в свои
Вологодские пределы? -
Они в меня ушли. Александр Романов точно
ответил: <Куда же Русь уходит? Она уходит в
нас>. Разбирая отцовскую библиотеку, нашел
его блокнот с записями о родословной, о моих,
в частности, прапрапрадедах. Какое это
поколение? Примерно, начало XIX
века. Ты вот спрашивал о радостях: Это и
есть невыразимая радость - найти записки о
своих прадедах. Все они жило нелегко, много
работали, воевали, когда стране было нужно.
Все они крестьяне, чистокровно русские, на
которых вся жизнь и держалась. Сладкого в
ней для них немного было. Честно
говоря, в мыслях моих - в будущем, лет может
через пять, а то и раньше, переехать в
Вологду. Вернуться домой. Нужно укрепиться
в местной писательской организации, куда я
перешел из Москвы. Я и сейчас стараюсь ей во
всем, чем могу, помочь. Все средства связи -
до спутниковых брошены на вологодских
писателей. Лишь бы продолжали великую
литературную традицию: Москва же живёт
своей жизнью, но не будет сильных писателей
русской провинции, не будет и московских:
Кого ты, Александр, можешь назвать нью-йоркским
писателем? Нет таких: -
А где жить-то будешь? - В этом году построил баню. В следующем начну строить дом, такой, какой был у моего прадеда Александра Александровича Дементьева. В канун коллективизации он его отдал колхозу. Высокий пятистенок разобрали на конюшню. Прадед доживал с семьей в небольшом доме. Ничего от русских крестьян не оставалось, кроме памяти да обихоженной земли. Из земли вышли, в землю и легли. Могилка одного прадеда, к счастью, сохранилась. А над костями другого стоит электрическая трансформаторная подстанция. Ничего я никогда не хотел у земляков выпрашивать, прялки там, короба: Но тут стоял у нас в деревне брошенный дом, лет под двести возрастом. Мои молодые родственники пролезли в него и натащили столько добра, что я не знаю, куда его и поставить - коромысла, те же прялки, вальки с коклюшками (для плетения кружев), горшки, кадушки, даже кованую кровать: Потом и односельчане стали мне приносить. Образовался настоящий музей, который я про себя называю избой кубенского рыбака. И, что удивительно: большинство вещей можно и сегодня использовать - серпами жать, в солоницах держать соль, на прялках прясть, горшки ставить в печь: Только вот из обихода всё это вышло. Но кое-что и возвращается. Сейчас дюралевую лодку купить крестьянину невозможно, а старые поизносились. Стали делать, как встарь, деревянные лодки-кубинки, особый вид лодок. До чего же они прочны, легки на волне и красивы! У меня прямо дух захватывает, когда вижу, как кубинка идет. В каждой ее линии опыт десятков поколений. Так что, Александр, всё перемелется. Всё, как говорил Василий Иванович Белов, впереди. Александр Дорин
| ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | |