|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Новости, объявления: Новости |
![]() |
![]() |
Всероссийские литературные премииПремия имени А.Н. ТолстогоЛауреаты 2001 г.
Премия имени Л.Н. ТолстогоЛауреат 2001 г.
Премия имени Г.Н. Гарина-МихайловскогоЛауреаты 2001 г.
Премия имени Н.М. Рубцова "Звезда полей"Лауреаты 2001 г.
Премия имени Н.С. Лескова "Левша"Лауреат 2001 г.
Премия имени М.Н. АлексееваЛауреаты 2001 г.
Премия "Отчий дом" имени
| ![]() |
![]() |
В декабре:Акимов К., Дагестан Соборное словоВ Москве прошел VI Всемирный Русский Народный Собор 13 декабря 2001 года в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя открылся VI Всемирный Русский Народный Собор "Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох". Открыл работу Собора заместитель Главы Собора, председатель правления Союза писателей России В.Н. Ганичев. Со вступительным словом на церемонии открытия выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С приветствием к участникам Собора обратился Президент Российской Федерации В.В. Путин. С докладом по основной теме соборных слушаний выступил заместитель Главы Собора, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Приветственное послание Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезнева участникам VI Всемирного Русского Народного Собора огласила первый заместитель Председателя Госдумы Л.К. Слиска. В работе Собора приняли участие представители высшей государственной власти, иерархи Русской Православной Церкви, главы других традиционных религий России, лидеры политических партий и общественных движений, предприниматели, видные деятели науки, культуры и образования, военачальники. На пленарном заседании в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя с докладами выступили заместитель Главы Собора, председатель правления Союза писателей России В.Н. Ганичев, первый заместитель Председателя Государственной Думы Российской Федерации Л.К. Слиска, председатель фракции КПРФ в Госдуме Г.А. Зюганов, председатель фракции "Яблоко" в Госдуме Г.А. Явлинский, председатель комитета Госдумы по международным делам Д.О. Рогозин, президент Российского фонда культуры Н.С. Михалков, председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций В.И. Зоркальцев, писатель В.Г. Распутин, председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике С.Ю. Глазьев, ректор МГУ, академик В.А. Садовничий, директор Пушкинского дома, академик РАН Н.Н. Скатов, митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон и другие. Положительному опыту России в сфере межрелигиозного взаимодействия в интересах всего общества были посвящены выступления лидеров традиционных религиозных организаций страны: председателя Центрального духовного управления мусульман России верховного муфтия шейх-уль-ислама Талгата Таджуддина, главного раввина России А. С. Шаевича, председателя Буддийской традиционной сангхи России Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшева. Во второй день Собора прошла работа тематических секций по следующим направлениям: "Церковь. Нация. Государство";"1000 лет вместе: Православие, Ислам и другие традиционные религии в России"; "В поисках нового мироустройства: глобализация и национально-культурная самобытность". VI Всемирный Русский Народный Собор обращается со словом к соотечественникам, живущим в России, на пространстве Содружества Независимых Государств и в разных странах мира, ко всем ближним и дальним. Участие в Соборе приняли государственные деятели России, Белоруссии и Украины, иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, духовные лидеры ислама и других традиционных религий, парламентарии, руководители общественных объединений, военачальники, ученые, предприниматели, публицисты, известные представители творческой интеллигенции, делегаты русского зарубежья. Вдумчиво и откровенно мы рассмотрели тему Собора - "Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох". Обсуждение непростой современной реальности привело нас к следующим выводам. Каждая эпоха - это неповторимая картина, сложенная миллионами людей, одни из которых оставляют свой след созиданием и творчеством, другие - ненавистью и разрушением. Одни, не задумываясь о последствиях, испепеляют и уничтожают, другие - восстанавливают разрушенное, наполняют мир новыми идеями, предоставляют шанс для сохранения и развития человека, а значит и цивилизации на планете. Ушел в прошлое XX век - век атомных и космических открытий, впечатляющих свершений человеческих рук, но вместе с тем век революционных потрясений и войн, век небывалого нравственного кризиса, оставивший людям множество нерешенных проблем. Пережив период испытаний, Россия входит в третье тысячелетие свободной от оков государственного атеизма. Это открывает ей путь к возрождению исторического самобытного образа державы, прочно стоящей на основании тысячелетней симфонии государства и веры, - страны, величественно открытой миру, способной защитить свои ценности и интересы, готовой к диалогу на равных с международным сообществом и с отдельными государствами. В мире вновь неспокойно. За последние годы мы стали свидетелями ужасающих преступлений и человеческих трагедий - на Балканах и Ближнем Востоке, в Нью-Йорке и Вашингтоне, на Северном Кавказе и в других "горячих точках" Содружества Независимых Государств. Эти события показывают, что нет победителей и побежденных, слабых и сильных, но есть человек с его жаждой жизни, с его муками и радостями, человек, оказавшийся на краю пропасти, за которой - ненависть и страх, смерть и забвение. Мы вновь увидели, сколь хрупко все человеческое общежитие. Поставлены под вопрос многие основы миропорядка, прежде казавшиеся незыблемыми. Решительно заявляем: терроризму и любому агрессивному насилию должен быть дан самый жесткий отпор. Мы поддерживаем усилия России и всего мирового сообщества, направленные на обуздание этого страшнейшего зла XXI века, кем бы оно ни распространялось и где бы ни сеяло смерть и разрушение - в Чечне или в Америке, в Испании или в Северной Ирландии, пагубные замыслы впредь не осуществятся. Одновременно все страны должны умножить труды по преодолению существующей в мире несправедливости - экономической и политической. Миропорядок следует переустроить на началах многополярности и многоукладности, позволяя каждому народу развиваться свободно, в соответствии со своими традициями, своим мировоззрением, своей верой, своими исконными моделями политического и экономического обустройства. Никому не следует навязывать чуждых ценностей, информационного и культурного единообразия, искусственно прививаемых схем правовой и политической организации государства, систем образования и воспитания. Каждой нации нужно обеспечить соразмерное участие в принятии решений на международном уровне. Современная экономика должна быть организована таким образом, чтобы позволить простому труженику получать достойное вознаграждение за усердную и плодотворную работу. Только при этих условиях современный мир станет более справедливым, а террористы не смогут искать ложного оправдания своих преступлений в реальных проблемах человечества. Современный мир не может быть устроен на основе лишь одной цивилизационной модели, одного миропонимания, одной религии. Серьезнейшую опасность сегодня представляет любая попытка установить идеологическую монополию на духовные и философские начала глобального развития. Категорически не правы все претендующие на такую монополию - будь то сторонники западного либерального гуманизма, ставящего земные интересы человека превыше других ценностей, или радикальные силы в религиозной среде, допускающие навязывание веры силой. Кто бы ни утверждал, что только его мировоззрение универсально, прогрессивно и "общечеловечно" - он противопоставляет себя другим людям, ибо пытается оттеснить их на обочину истории. Непозволительно подавлять волю человека и общества, духовную и культурную сферу их жизни ради туманного будущего "благоденствия", провоцируя тем самым неизбежную ответную реакцию. Право на выбор жизненного пути, на поиск справедливого мироустроения, на сбережение национально-культурной самобытности является одним из главенствующих прав личности и народа. Только такое всечеловеческое сообщество, которое гармонизирует разные культуры и миропонимания в их свободном бытии, - станет устойчивым и мирным. Мы совершенно не согласны с мрачными предсказаниями о грядущем столкновении христианской и исламской цивилизаций. Осуждая отожествление всех мусульман с кучкой террористов, нарушающих заповеди любой веры, мы призываем развивать межрелигиозные диалог и сотрудничество. Только вместе мы сможем победить террор и построить действительно прочный мир. Проблемы, возникающие в отношениях между последователями христианства и ислама, не проистекают из учения двух религий и чаще всего носят мирской характер, являются следствием политического, экономического и военного противостояния власть имущих. Нас объединяет слишком многое, чтобы мы позволили силам тьмы столкнуть нас. Общие угрозы и опасности требуют единой реакции благонамеренных людей всего мира. Никто сегодня не может замкнуться в себе, оставляя решение судьбы человечества, а значит, и собственной судьбы, без внимания. России необходимо самым активным образом участвовать в европейских и глобальных процессах, будучи открытой к Востоку, Западу и Югу. Впрочем, при этом наша страна не должна забывать, что она есть один из столпов восточно-христианского мира и центр самостоятельной цивилизации, имеющей свой взгляд на мироустройство, на духовно-нравственные основы бытия общества и государства. Собор поддержал принципы, изложенные в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Заявляем, что отраженная в этом документе идея взаимообусловленного существования Церкви, нации и государства соответствует интересам современной России, в которой религиозные люди устремлены к упрочению общественного мира и согласия через верность своим духовным традициям, союз традиционных религий, широкое сотрудничество с инаковерующими и неверующими. Россия искони богата соработничеством христианства, ислама, иудаизма и буддизма. Мы жили вместе долгие столетия, сообща участвовали в созидании державы, мира и согласия среди ее народов. Взаимодействие верующих традиционных религий успешно строилось и в дореволюционные годы, и в советское время, и в последнее десятилетие. Православные христиане, мусульмане, иудеи, буддисты пережили великие беды: войны, революции, богоборческие гонения, - выйдя из них единым народом. Дружба народов и религий для нас не пycтые слова, но реально переживаемый опыт, сформированный веками и выстраданный общей трудной историей. Этот опыт ныне может стать как никогда полезным человечеству. Наша цивилизация становится частью единого мира, в котором народы тесно связаны между собой. Но мы не должны раствориться в "плавильном котле", ибо призваны сохранить свою веру, культуру и самобытность. Более того, нам есть что сказать окружающим. Ценности, свойственные русской цивилизации, - вера, жертвенность, самоограничение, приоритет вечного над временным - наверняка будут востребованы людьми всех континентов, мятущимися в поисках Истины и путей выхода из морального кризиса. Пусть наша страна внешне не так сильна, как прежде. Мы верим, что, с помощью Божией, мудрость и духовная сила нашего народа помогут России занять достойное место в мире и привести его к лучшему будущему, к следованию идеалам веры, любви и правды. В память вечную будет праведник4 - 5 августа 2001 года в Рождество-Богородичном мужском монастыре Саранской епархии состоялась канонизация праведного Феодора Ушакова, адмирала Флота Российского (1745 -1817). С первых дней основания епархии собирание материалов для прославления святых земли Мордовской стало естественной потребностью христианского сердца, жаждущего молитвенного предстательства праведников перед престолом Божиим и стремящегося исправить свою жизнь по образу жития святых, подвизавшихся в недалекое от нас время. Именно поэтому подготовительные работы к канонизации праведного адмирала Феодора Ушакова и его дяди, преподобного Феодора (1719 - 1791), восстановителя Санаксарского монастыря, начались практически со дня образования епархии, когда мы вместе с общественностью и Союзом писателей России стали по крупицам собирать материал по канонизации Санаксарских праведников. За восемь лет собралось достаточное количество материала для канонизации преподобного Феодора (Ушакова), которая совершилась 10 - 11 июля 1999 года в Санаксарском Рождество-Богородичном монастыре. Однако уже давно стала явной и праведность адмирала Феодора Ушакова, погребенного в том же монастыре. В юбилейном, 2000 году, было собрано достаточно материала, чтобы обратиться в Синодальную комиссию по канонизации святых. Канонизация праведного адмирала Феодора Ушакова имеет важное значение. Это приобретение нового молитвенника за нашу Землю, и прославление предстателя Санаксарского монастыря, что крайне актуально, освящение служения православного воина. Деянием канонизации Православная Церковь вновь подтверждает, что в лице новопрославленного святого воинское делание реально совместимо с христианской праведностью, и, следовательно, становится примером подражания для многочисленных воинов современной России. В наше время разрушения идеалов, воинскую службу пытаются сделать делом коммерческим, своего рода профессией. Да, профессиональная армия необходима России, и нельзя посылать необученных бойцов в горячую точку. Но нельзя забывать и о том, что разговоры о "профессионализме" в наше время часто становятся прикрытием беспринципности и продажности. "Нет больше той любви, когда кто положит жизнь за други своя", - сказано в Священном Писании. Основанное на этом принципе возрождение идеалов бескорыстного служения Отчизне, служения зачастую в ущерб себе, но на благо Родине - вот тот образ жизни, к которому призывает нас праведный Феодор. Это тот путь, по которому мы можем и должны идти, направляясь в этом молитвами святого праведного Феодора, адмирала Флота Российского и руководствуясь его житием. Молитвами Святаго праведнаго Феодора, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Управляющий Саранской епархией Варсонофий, Великий адмирал Федор Ушаков -
| ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | |