|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Проза: Дорожный посох |
![]() |
![]() |
ФрагментыКаждое
новолетие я встречаю с тревогой. Идет что-то
грозное на нашу землю. В чем оно выразится,
не может вообразить душа моя,- она скорбит
только смертельно! ...Я
примечаю, что временами темнеют иконы.
Запрестольный образ Христа неведомо отчего
стал черным и гневным. Старики сказывали,
что перед большими народными бедствиями
темнеют иконы. Тоже вот, и в природе
беспокойно... Когда выйдешь в поле или в лес,
то слышишь кругом тревожный, никогда раньше
не примечаемый шум. Сны стали тяжелыми. Все
пожары да разорения вижу. Не раз себя видел
в полном священническом облачении, в страхе
бегущим по диким ночным полям со Святыми
Дарами в руках, а за мною гнались с длинным
степным свистом косматые мужики в древних
языческих рубахах. За
последнее время до горькой тоски стал людей
жалеть! Так вот и чудится, что все мы на
разстани-пути стоим, и скоро не увидим друг
друга. А
может быть, все это беспокойство моя
болезненная мнительность? Дал бы,
Господи!.. Хотя...
сказывала мне матушка, у меня в детстве
некие прозрения грядущего были. Слышал я
голоса неведомые, опасность чувствовал и
даже смерть близких моих предугадывал. * *
* Навечерие
Богоявления Господня. Идет снег, засыпая
тихим упокоением наше селение. Только что
совершил чин великого освящения воды. При
взгляде на воду всегда думаешь о чистоте.
Помог бы Господь струями иорданскими омыть
потемневшее лицо земли! Много стало скверны
в жизни. Замутились от скверны реки Божий... Завтра
начну свою проповедь словами: <Мир - как бы
книга из двух листов. Один лист - небо, а
другой - земля. И все вещи в мире суть буквы>.
Осквернили мы великую книгу Божию... По
народным сказаниям сегодня ночью на речные
и озерные воды сойдет с неба Дух Божий и
осветит воду, и она всплеснется подо льдом.
Наши старики пойдут с ведрами за полунощной
водой, креститься будут на нее, а завтра
после обедни зелено вино в ратоборство со
святою водою вступит... Многа греха всякого
будет... Господи!
Избави землю твою от глубокия нощи!.. * *
* При
пении <Глас Господень на водах> мы пошли
крестным ходом на Иордан. Было сумеречно от
тяжелых метельных туч. Под ногами скрипел
мороз. Любо глядеть, когда русский народ
идет в крестном ходе и поет! Лицо у него
ясное, зарями Господними уясненное.
Троекратным погружением креста в прорубь
мы освятили наше озеро. С какой светоносной
верою русский человек пил освященную воду,
мылся ею, сосуды наполнял,- дабы в смертный
час испить ее как причастие! Когда
возвращались обратно, то началась метель.
Что-то древнее, особенно русское, было в
нашем заметеленном крестном ходе. Ветер
трепал старые хоругви. На иконы падал снег.
Все мы были убеленными. Метель - и наше
церковное древнее пение!.. Так хорошо... И
особенно трогал желтый огонек несомого
впереди фонаря... До
самого позднего вечера я ходил по избам <со
славою> и освящал паству свою
богоявленской водою. Деревня была пьяной.
Неужто опять драки и смертоубийство? Ночью
разболелась у меня голова. Я вышел на
крыльцо. Метель вошла в полную свою силу.
Тревожно было слушать завывы ее. - Не
попусти, Господи, очутиться кому-либо в поле
или на лесных дорогах!.. Звонари
наши загуляли. Пришлось самому подняться на
колокольню, чтобы позвонить в пути
находящимся... Звонил
долго и окоченел весь. Перед тем, как сойти с
колокольни, долго смотрел на метель... Не
прообраз ли она того грозного, что идет на
русскую землю? * *
* Доктор
качал головою: <Да разве мыслимо, отец
Афанасий, с вашими-то легкими на мороз да на
вьюгу выходить?> Все тревожились за меня.
Сказывали, что смерть у изголовья стояла, но
улыбнулся мне Христос, и озарил чашу мою
смертную... Когда
здоров священник, и горя он не ведает, то не
особенно ублажает его деревенский народ:
насмехается, грубые слова ему вслед бросает,
песни нехорошие про него поет, но заболей
священник - народ душу свою отдаст, чтобы
вернуть его, помочь ему... Одинокий он,
русский человек, и только священник еще <отцом>
ему является... Хоть и недостойным зачастую,
но все же родным и не разстанн
| ![]() |
![]() |
ИЗ
ВОСПОМИНАНИЙ ДЕТСТВА КРЕЩЕНИЕ В
Крещенский Сочельник я подрался с Гришкой.
Со слов дедушки я стал рассказывать ему, что
сегодня в полночь сойдет с неба ангел и
освятит на реке воду и она запоет: <Во
Иордане крещающуся Тебе, Господи>. Гришка
не поверил и обозвал меня <баснописцем>.
Этого прозвища я не вытерпел и толкнул
Гришку в сугроб, а он дал мне по затылку и
обсыпал снегом. В
слезах пришел домой. Меня спросили: - О чем
кувыкаешь? - Гри-и-шка
не верит, что вода петь бу-у-дет сегодня
ночью! Из
моих слов ничего не поняли. -
Нагрешник ты, нагрешник,- сказали с упреком,-
даже в Христов Сочельник не обойтись тебе
без драки! - Да я
же ведь за дело Божье вступился,-
оправдывался я. Сегодня
великое освящение воды. Мы собирались в
церковь. Мать сняла с божницы сосудец с
остатками прошлогодней святой воды и
вылила ее в печь, в пепел,- ибо грех
выливать ее на места попираемые. Отец
спросил меня: -
Знаешь, как прозывается по-древнему
богоявленская вода? Святая агиасма! Я
повторил это как бы огнем вспыхнувшее слово,
и мне почему-то представился недавний
ночной пожар за рекой и зарево над снежным
городом. Почему слово <агиасма> слилось с
этим пожаром, объяснить себе не мог. Не
оттого ли, что страшное оно? На
голубую от крещенского мороза землю падал
большими хлопьями снег. Мать сказала: - Вот
ежели и завтра Господь пошлет снег, то будет
урожайный год. В
церковь пришли все заметеленными и
румяными от мороза. От замороженных окон
стоял особенный снежный свет,- точно такой
же, как между льдинами, которые недавно
привезли с реки на наш двор. Посредине
церкви стоял большой ушат воды и рядом
парчовый столик, на котором поставлена
водосвятная серебряная чаша с тремя белыми
свечами по краям. На клиросе читали <пророчества>.
Слова их журчали, как многоводные родники в
лесу, а в тех местах, где пророки обращаются
к людям, звучала набатная медь: <Измойтесь и
очиститесь, оставьте лукавство пред
Господом: жаждущие, идите к воде живой>... Читали
тринадцать паремий. И во всех их струилось и
гремело слово <вода>. Мне представлялись
ветхозаветные пророки в широких одеждах,
осененные молниями, одиноко стоящие среди
камней и высоких гор, а над ними янтарное
библейское небо и ветер, развевающий их
седые волосы... При
пении <Глас Господень на водах> вышли из
алтаря к народу священник и диакон. На
водосвятной чаше зажгли три свечи. - Вот
и в церкви поют, что на водах голос Божий
раздается, а Гришка не верит... Плохо ему
будет на том свете! Я
искал глазами Гришку, чтобы сказать ему про
это, но его не было видно. Священник
читал молитву <Велий еси Господи, и чудна
дела Твоя... Тебе поет солнце, Тебе славит
луна, Тебе присутствуют звезды... Тебе
слушает свет>... После
молитвы священник трижды погрузил золотой
крест в воду, и в это время запели снегом и
ветром дышащий богоявленский тропарь <Во
Иордани крещающуся Тебе, Господи,
Тройческое явися поклонение> и всех
окропляли освященной водою. От
ледяных капель, упавших на мое лицо, мне
казалось, что теперь наступит большое
ненарадованное счастье и все будет по-хорошему,
как в день Ангела, когда отец <осеребрит>
тебя гривенником, а мать пятачком и
пряником в придачу. Литургия закончилась
посреди храма перед возженным светильником,
и священник сказал народу: - Свет
этот знаменует Спасителя, явившегося в мир
просветить всю поднебесную! Подходили
к ушату за святой водой. Вода звенела, и
вспоминалась весна. Так же
как и на Рождество, в доме держали <дозвездный
пост>. Дождавшись наступления вечера, сели
мы за трапезу - навечерницу. Печеную
картошку ели с солью, кислую капусту, в
которой попадались морозинки (стояла в
холодном подполе), пахнущие укропом огурцы
и сладкую, медом заправленную кашу. Во время
ужина начался зазвон к Иорданскому
всенощному бдению. Началось оно по-рождественскому
- великим повечерием. Пели песню <Всяческая
днесь да возрадуется Христу, явльшуся во
Иордане> и читали Евангелие о сошествии на
землю Духа Божьего. После
всенощной делали углем начертание креста
на дверях, притолках, оконных рамах - в знак
ограждения дома от козней дьявольских. Мать
сказывала, что в этот вечер собирают в
деревне снег с полей и бросают в колодец,
чтобы сделать его сладимым и многоводным, а
девушки <величают звезды>. Выходят они из
избы на двор. Самая старшая из них несет
пирог, якобы в дар звездам, и скороговоркой,
нараспев выговаривает: - Ай,
звезды, звезды, звездочки! Все вы звезды
одной матушки, белорумяны и дородливы.
Засылайте сватей по миру крещеному,
сряжайте свадебку для мира крещеного, для
пира гостиного, для красной девицы родимой. Слушал
и думал: хорошо бы сейчас побежать по снегу
к реке и послушать, как запоет полнощная
вода... Мать <творит>
тесто для пирога, влив в него ложечку святой
воды, а отец читает Библию. За окном ветер
гудит в березах и ходит крещенский мороз,
похрустывая валенками. Завтра на отрывном
численнике покажется красная цифра и под
ней будет написано звучащее крещенской
морозной водою слово <Богоявление>. Завтра
пойдем на Иордань! КРЕЩЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА (Из
цикла <Семь таинств>) | ![]() |
![]() |
Перед
обедней крестили младенца. Дьякон поручил
мне разжечь кадило, а сам он записывал в
книгу имена родителей и восприемников
крещаемого. Младенец вопил на всю церковь, и
толстая простодушная кума укачивала его и
пела, вначале тихо и сквозь зубы, а потом все
громче и смелее: Баю,
баюшки, баю. Я
шелками обовью. Дьякон
мохнато посмотрел на куму и сказал: -
Воздержись! Высокий
суховидный кум с темными, вспученными
тяжелой работой руками был выпившим. Дьякон
сделал ему замечание. - Мог
бы и после крестин!.. Твое звание? -
Михаил Могилкин, по прозванию <Труба>! - Я не
про это! Чем занимаешься? -
Кочегар на пароходе <Моряк>! - Как
желаете наименовать младенца? -
Гаврилой!
В это
время младенец завопил таким крепким ревом,
что дьякон поднял брови и покачал головой: - Ваш
младенец-то не протодьякон ли случайно? Михаил
Труба не расслышал дьяконской шутки и
почтительно ответил: - Так
точно! Сторож
поставил посредине церкви медную купель,
похожую на большую Христову чашу, и на
особый столик положил серебряный ковчежец-мирницу,
свечи, требник и белое, крестами вышитое
полотенце-ручник. Из
алтаря вышел священник в эпитрахили и стал
совершать чин оглашения. В
одной из молитв священник назвал младенца
новоизбранным воином Христа Бога и молил
Владыку и Господа дать ему Ангела Хранителя.
Священник склонился над ребенком, трижды
подул на него и сказал: -
Изжени из него всякого лукавого и нечистого
духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его. <Для
чего он дует-то?>- подумал я и очень
обрадовался, когда вспомнил библейские
слова: <Вдунул Бог в лицо Адама дыхание
жизни>. Младенец
успокоился от горького своего плача, и мне
почудилось, что это ангел его успокоил! Я не
раз видел, как улыбался во сне мой грудной
брат и мать говорила мне: - Это
ангел в переглядушки с ним играет! Вспомнилась
мне картина у дяди Ивана на Волге, в
Калязинском уезде: у забора лежит пьяный
человек, а рядом с ним стоит ангел с
опущенной головой и преогорченно плачет. И
другая картина, на ярмарке виденная: по
гнилым жердочкам переходит речную быстрину
ребенок, а позади его Ангел Хранитель. Пословица
русская вспомнилась: <Где просто, там
ангелов со ста, а где мудрено, нет ни одного>. Священник
попросил восприемников обратиться лицом к
западу и трижды спросил их: -
Отрицаешься ли сатаны и всех дел его, и всех
аггел его, и всего служения его, и всея
гордыни его? И
восприемники трижды ответили: -
Отрицаются! В знак
сочетания с Христом им прочитали Символ
веры: -
Приготовьтесь к таинству крещения!- шепнул
дьякон восприемникам. -
Отреши его ветхость и обнови его в жизнь
вечную, и исполни его Святого Твоего Духа,-
молился священник за младенца. Крестная
мать положила Гавриила на скамью и стала
раскутывать его от одеяла и пеленок. Я
подошел поближе и не мог не порадоваться
тому, как младенец тихо так старался
посмотреть не на одно что-либо, а сразу на
все. В это время в церкви стояло солнце. Хотя
оно и раньше было, с самого заранья, но я
обратил особенное на него внимание только
сейчас. Солнце близко подошло к младенцу,
склонилось над ним, как священник, и стало
гладить его по голове. В знак
духовной радости на чашеобразной купели
зажгли три белых свечи, и восприемникам
тоже дали по свече. Священник облачился в
светлую ризу и руки опоясал серебряными
поручами. Подвыпивший Михаил Труба
растрогался и всхлипнул. Священник
читал молитву о неизреченном величии
Божьем, бесконечной любви Его к роду
человеческому и наитии Святого Духа на
крещенскую воду. - Ты
убо человеколюбче Царю, освяти воду сию! Священник
трижды благословил золотую от солнца воду,
погрузил в нее пальцы, сложенные для
благословения, и три раза подышал на нее при
словах: - Да
сокрушатся под знамением образа креста
Твоего все сопротивныя силы! Из
серебряной <мирницы> священник взял тонкий
помазок, обмакнул его в священный елей -
миро и начертал на воде незримый
троекратный крест: -
Благословен Бог, просвещаяй и освящаяй
всякого человека, грядущего в мир!.. Священник
склонился над голеньким ребенком и
крестовидно стал помазывать тело его: -
Помазуется раб Божий Гавриил елеем
радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Когда
<мирили> ноги младенца, освещенные в это
время солнцем, то произносили: - Во
еже ходити ему по стопам заповедей Твоих! Мне
почему-то вспомнилось миропомазание царей,
о котором в книжке читал, и не мог
сдержаться, чтобы не шепнуть церковному
сторожу: -
Видишь ли, как царя помазуют... Гаврюшку-то! Голенького
помазанника батюшка взял на руки и погрузил
в купель: -
Крещается раб Божий Гавриил!.. Омытого
водою радования и света, облачали его в
белые ризки, крестик на него повесили на
голубой ленточке и пели радостными
голосами: - Ризу
мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко
ризою! Читал
Евангелие о прощальном заповедании Христа
идти в мир и крестить всех людей во имя Его,
произносилась ектения о милости, жизни,
мире, здравии и спасении новопросвещенного
младенца Гавриила. Читались чудесные,
вспыхивающие огнями слова о небесном
осиянии крещаемого и сподоблении его жизни
вечной. - Как
пророк Самуил благословил царя Давида на
царство, так благослови и главу раба Твоего
Гавриила! - читалось ему на прощание. А
потом постригали его, и этим самым отдавали
в руки Божий. В
церкви погасили свечи, и бережно
закутанного Гаврюшу понесли в жизнь. Дьякон
посмотрел ему вослед и сказал: - Что-то
даст ему Господь? Будет ли он великим
светильником церкви, полководцем,
мыслителем, купцом али... Но не будем
предугадывать пути Господни!.. Мне почему-то
сдается, будет он протодьяконом
Исаакиевского собора!.. Слышал, какой
голосище-то у него? Василий Никифоров-Волгин
| ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | |