|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Публицистика: Передний край европейской культуры |
![]() |
![]() |
Русский фортепианно-оркестровый стильПри
всей прискорбности положения, в котором
оказался ныне <русский дух>, россияне, по-настоящему
болеющие за свое Отечество, испытывают
потребность заново осмыслить его
историческое предназначение. Чтобы
определиться в этом вопросе, попытаться
заглянуть в будущее, полезно и необходимо
обратиться к своему культурному прошлому. Культурное
взаимодействие России
и <Запада> нередко напоминает движение
своеобразного маятника: пришедшие с Запада
культурные идеи проходят через очень <по-русски>
замедленный (в духе известного
гоголевского <долго запрягаем>) этап
приятия, приспосабливаясь к <местным
условиям>. В конце концов они как бы
повторно рождаются, и грандиозный масштаб
этого <рождения заново> оттесняет куда-то <в
тень> иноземных подателей <пришлого>
духовного импульса. После этапа <медленно
запрягаем> следует переход опять-таки к
гоголевскому <быстро погоняем>,
сопровождающийся перехватом Россией
культурного лидерства: <западная> духовная
продукция отныне отливает отраженным
светом, источник которого - культурный <маяк>,
расположенный в России. <Отбор>,
перехват культурной инициативы в той или
иной форме осуществили в разное время и Ф.М.
Достоевский, в романах которого
философские идеи И. Канта преобразовались в
смысловые хитросплетения <полифонических
романов>, а их автор сделался важнейшим
ориентиром в современной мировой
литературе; и Н.И. Лобачевский, радикально
переосмысливший тысячелетние традиции
эвклидовой геометрии, и русский художник В.В.
Кандинский, заложивший основы
беспредметного, абстрактного
изобразительного искусства, казалось бы,
чисто <западного> по происхождению, и актер
М.А. Чехов, установивший лидерство русской
актерской профессиональной школы на Западе.
Сюда же примыкают феноменальные результаты
отечественных спортсменов в <пришлых>
видах спорта, особенно в фигурном катании и
хоккее с шайбой. Наиболее эффектный, можно
сказать, символический вид эта тенденция
приняла в подвиге Юрия Алексеевича
Гагарина. Однако
есть в пространстве русской цивилизации
область, где величины такого грандиозного
ранга образуют целую плеяду, своего рода <созвездия
Гагариных>. Речь идет о музыкальном
искусстве <высших достижений> и, в
частности, о жанре серьезной музыки,
который, за неимением лучшего, хочется
назвать самым музыкальным из музыкальных -
о концерте для фортепиано с оркестром. Становление
фортепианного концерта происходило
постепенно у нескольких поколений
композиторов, в первую очередь у И.С. Баха, В.А.
Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф.
Листа, И. Брамса, Э. Грига. Однако именно у
русских музыкантов утонченно-сложный (при
внешней <понятности> и относительной
доступности музыки) историко-художественный
смысловой комплекс фортепианно-оркестровой
композиции в определенной мере неожиданно
<блеснул> во всю свою силу. Эта <вспышка>
произошла со специфически русской
временной <оттяжкой> - в последней трети XIX
- первой четверти ХХ веков. В
хронологических границах русского <Серебряного
века> разместился самый настоящий <Золотой
век> русской музыки. В
творчестве С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, С.С.
Прокофьева и И.Ф. Стравинского (не забудем и
о П.И. Чайковском с его первым концертом)
данный класс музыкальных произведений
вознесся на такие высоты, на которые ему не
приходилось попадать ни до, ни после этого
почти солнечного по масштабам <выброса>
музыкально-творческой энергии.
Симптоматично,
что на параллельном отрезке развития
зарубежной европейской музыки не
наблюдается ничего, что хотя бы
приближалось к русскому фортепианно-оркестровому
<шпилю>. Мировое
сообщество музыкантов-профессионалов, как
бы почтительно расступившись, <пропустило>
на первый план русскую национальную
классическую музыку. Отсветы
русского культурного <маяка> в полном
соответствии с логикой <асимметричного
маятника> лежат на произведениях для
фортепиано с оркестром Мориса Равеля.
Последний, Третий фортепианный концерт
Белы Бартока начинается с достаточно
откровенного воспоминания о другом Третьем
концерте - удивительно-прекрасном
произведении С.В. Рахманинова. Даже Джордж
Гершвин написал свою <Рапсодию> и другие
фортепианно-оркестровые произведения не
только по-американски, но и в значительной
мере еще и <по-русски>. Если
воспользоваться расхожими метафорами <трагедии>
и <фарса> (нисколько при этом не умаляя
гениальность Гершвина), то его <Рапсодия> -
не что иное, как фарсовое, <лубочное>
перерождение скрябинского <Прометея> -
прекраснейшего. <углубленнейшего> (в
оценке Н.Я. Мясковского). И Скрябин, и, вслед
за ним, Гершвин мыслят свои фортепианно-оркестровые
композиции (у Скрябина с добавлением хора и
свето-цветового воздействия) как
произведения прорывные, в духе культурного
<тарана>. Ошеломляющая новизна музыки
Скрябина состоит в выходе за пределы звука
в область цвета и света, в <декларативной>
чрезвычайности аккордово-гармонических
ресурсов. <Прометеев аккорд>, звучащий в
самом начале экспериментальной композиции,
воспринимается специалистами как своего
рода <портал> в область авангардного
музыкального мышления ХХ века. Естественно
не столь грандиозно-масштабные, но,
сообразно природе фортепианного концерта,
неординарные творческие задачи поставил
перед собой и Гершвин: своей <Рапсодией> он
избавил свое отечество от репутации
безнадежного <аутсайдера> в сфере
серьезной музыки. Ориентируясь на
скрябинское скрещивание звука и цвета, он
тоже встал на путь <гибридизации>, скрестив
европейский фортепианно-концертный стиль и
блюзовую интонацию. Но,
так или иначе, фортепианный концерт
достаточно прочно закрепился в ряду
русских приоритетов, потеснив даже балет и
цирк. Мощный <стартовый комплекс> в виде
фортепианно-оркестровой композиции
блестяще сработал и в творчестве И.Ф.
Стравинского. Имеется в виду второй из так
называемых <русских> балетов композитора,
<Петрушка>. Напомним, что исходная идея
балета имела как раз фортепианно-оркестровый
вид. <Однажды у меня возник замысел
виртуозной фортепианной пьесы в
сопровождении оркестра, - писал Стравинский.
- Сочиняя ее, я мысленно представлял образ
игрушечного плясуна>[i].
Именно через <Петрушку> Стравинский сделал
смелую заявку на свое персональное
лидерство (читай - лидерство русского
творческого духа) в мировой академической
музыке межвоенного двадцатилетия.
Скрябинский манифест новой гармонии, <Прометеев
аккорд> отозвался у Стравинского еще более
дерзким манифестом - <Аккордом Петрушки>. Наконец,
перед нами - две вершины в области
фортепианно-оркестровой композиции -
поразительной красоты наследие двух
великих Сергеев - Рахманинова и Прокофьева.
| ![]() |
![]() |
Пять
произведений для фортепиано с оркестром С.В.
Рахманинова - пожалуй, наиболее
убедительный и показательный пример того,
как произведения данного жанра становятся
основными вехами на творческом пути автора
и, вместе с тем, наделяются порой и
надличными смыслами. Первый концерт
композитора (1890), в полном соответствии с
уже сложившейся традицией, предстает
весомой заявкой на <открытие>
персонального музыкально-творческого
стиля, своеобразного творческого <континента>,
занявшего в исторической перспективе одно
из центральных мест в общей картине
мирового музыкального искусства. Это
произведение достойно несет присвоенный
композитором первый опусной номер и в
полной мере удержало особо неравнодушное
отношение к себе автора, о чем однозначно
свидетельствует возникшая почти через
двадцать лет, вторая редакция Концерта, <отделанная>
Рахманиновым необычайно тщательно и почти
<любовно>, получившая в среде специалистов
название <бриллиантовой>. Потенциал
хорошо себя зарекомендовавшего <стартового
комплекса>, неявно признаваемый
музыкальным сообществом за музыкальной
композицией для фортепиано с оркестром,
волею творческой судьбы был востребован
Рахманиновым повторно. Как
известно, неудачная премьера Первой
симфонии композитора (1897) вызвала
длительное творческое молчание,
сопровождавшееся еще и морально-психологическим
кризисом. Таким образом Второй концерт
Рахманинова, созданный им непосредственно
после тяжело пережитого творческого <поражения>,
можно с полным правом назвать своеобразным
<повторным стартом> в личной творческой
карьере музыканта. Вместе с тем
совокупность исторических коннотаций,
сопутствующих Второму рахманиновскому
концерту>, определенно перекрывает собой
уровень чисто личных <интересов> и проблем.
Трудно найти другое русское музыкальное
произведение, которое столь же точно и
убедительно, во всей полноте передавало бы,
не впадая в описательность и не вдаваясь в
конкретные детали, противоречивость,
тревожность, настороженность и, вместе с
тем, оптимистические надежды, уживающиеся в
комплексе настроений, характерном для
России начала ХХ века, находящейся в
предчувствии грядущих социальных
потрясений. <Это произведение: явилось
истинным знамением времени>[ii].
Но в некотором смысле даже
общенациональный исторический резонанс
оказывается слишком <тесным> для данного
произведения Рахманинова. Приуроченность
Второго концерта к рубежу веков (1900-1901), <надстраиваясь>
и накладываясь на отчетливо выраженную в
нем озабоченность и обеспокоенность
судьбами России, закономерно и естественно
<возвышает> данное произведение до уровня
почти глобального. Оно становится <знамением
времени> не только в социально-психологическом
плане (что, в принципе, признается за любым
по-настоящему выдающимся художественным
произведением), но и в плане отвлеченно-хронологическом.
Возможность и допустимость именно такой
интерпретации Концерта имеет своей
исторической предпосылкой написанный
опять-таки на величественном
хронологическом рубеже Третий концерт для
фортепиано с оркестром Л. Бетховена (1800).
Определенная аналогичность исторических
контекстов окружающих эти два великих до
минорных концерта, взятых как мощные
хронологические <индикатора>, подкреплена
еще и множественным соответствиями
специально-композиционного свойства,
что позволяет еще полнее и глубже
удостовериться в существенности и
принципиальном характере выводимых
исторических закономерностей в бытии
фортепианного концерта как музыкального
жанра. Каждое
произведение, написанное в данном жанре,
оказывается необычайно весомым. Сказанное
в полной мере относится к Третьему
фортепианному концерту Рахманинова, в
котором автор продвинулся к еще более
глубоко лежащим пластам русской
музыкальной самобытности и, вместе с тем,
написал произведение, которое столь же
точно передает круг настроений,
возобладавших в русской духовной жизни
после революционных событий 1905 года,
насколько предшествующий концерт
органично вписался в круг эмоций, которые
этим событиям предшествовали. <Новый
исторический этап заставил автора еще
более остро пережить тревожные сомнения и
думы о грядущих судьбах родины, в которой
назревали грозные перемены: Тем более
смело решена оптимистическая концепция. Ее
внутреннее наполнение еще более конфликтно
и трагично, а светлый конечный итог
поднимается на еще более высокую ступень>[iii].
Вместе
с тем, говоря о личных и общенациональных
исторических смыслах рахманиновского
Третьего концерта, вполне возможно
усмотреть в нем и своеобразно выраженный
всеобщий историко-смысловой подтекст. Для
его выявления необходимо соотнести это
рахманиновское произведение с переломным
для музыкального искусства в целом рубежом
1909-1912 годов, на котором одно за другим
возникли произведения, опрокидывающие
многие привычные и устоявшиеся
представления об основах музыкальной
композиции. Не исключено, что в относящемся
к этому <смутному> для музыкального
искусства времени Третьем концерте
Рахманинов уже встал с характерной для него
бескомпромиссностью на <защиту основ
музыкального искусства> (выражение друга и
единомышленника Рахманинова Н.К. Метнера). С
этой точки зрения Третий рахманиновский
концерт (1909) выступает своего рода
альтернативой написанному примерно в это
же время скрябинскому <Прометею> (1909-1910). Наконец,
последние два произведения Рахманинова для
фортепиано с оркестром, Четвертый концерт и
Рапсодия на тему Паганини, при всех их
выдающихся художественных достоинствах, в
полной мере отразили тенденцию
нарастающего неблагополучия в его
музыкальном творчестве зарубежного
периода. В
свете нашей темы важно, что Рахманинов не
только создал вершинные музыкальные
произведения в жанре концерта, но и заложил
в свои концерты, как было показано, самые
сокровенные для русского человека мысли и
чувства. В связи с этим
экспансия русской национальной идеи через
жанр фортепианного концерта получает
особенно весомое подкрепление. С
жанром концерта для фортепиано с оркестром
неразрывно связано и творчество С.С.
Прокофьева, причем логика развития жанра на
его творческом пути напоминает
рахманиновскую. Первый фортепианный
концерт Прокофьева является рубежным
произведением не только в контексте
индивидуального авторского стиля, но и
способен в значительной мере претендовать
на статус важной поистине переломной вехи в
более широком плане. Во многих отношениях
он стоит в одном ряду с <прорывными>
произведениями 1911-12-13-х годов, радикально
изменившими более или менее устоявшиеся
представления об эстетических нормах и
аномалиях. Неудивительно, что
прокофьевский концерт вызвал большой
общественный резонанс и был воспринят как
поворотное событие в музыкальной жизни.
Концертная публика обеих столиц России
проявила большой интерес к творчеству
Прокофьева, по достоинству оценив
совершенно выбивающиеся из общего
достаточно унылого строя образов того
времени убеждающий пафос, молодежный задор
и неотразимый темперамент его пианизма.
Один из рецензентов писал: <Он играл:
жестко и суховато, но удивительно убежденно
и свободно, под его пальцами фортепиано не
хочет петь и вибрировать: оно хочет
говорить убежденным и строгим тоном
ударного инструмента: типа старинного
клавесина. Но именно эта убежденная свобода
исполнения и строгая чеканка ритма
доставили автору хороший успех у публики>.[iv]
Как видим, от рецензента не ускользнуло
неслыханно новое отношение Прокофьева к
фортепианном звуку: столетиями
культивируемая <певучая> манера была им
отвергнута в пользу манеры ударной, под
знаком которой развивались многие
индивидуальные пианистические стили
наступившего века. Пять
фортепианных концертов С.С. Прокофьева
подобно пяти рахманиновским <разместились>
на его творческом пути не менее логично и
естественно. В распределении фортепианных
концертов по биографии автора заметна
своеобразная симметрия: центром этой
симметрии становится Третий концерт для
фортепиано с оркестром - лучшее его
произведение в данном жанре. Края симметрии
выражены парно сгруппированными Первым и
Вторым концертом, которые помогли
композитору отвоевать место в своей
профессиональной сфере, способствовали
укреплению его славы и известности, а
Четвертый и Пятый концерты, образуя собой
противоположный край симметрии, наоборот,
засвидетельствовали собой глубокий кризис
его творчества и, можно сказать, что они, как
пусть относительные, но все-таки творческие
неудачи, сигнализировали о нарастающем
творческом неблагополучии у автора,
причина которого отчасти смыкается с
ностальгической природой творческого
кризиса у его старшего соотечественника и <конкурента>,
в том числе и в жанре фортепианных
концертов Рахманинова. Подчеркнем,
что именно Третий концерт для фортепиано с
оркестром, центр симметрии в
фортепианноконцертной прокофьевской
пенталогии, оказался, подобно Третьему
концерту у Рахманинова, во многих
отношениях вершинным произведением не
только в этом жанре, но и одним из
величайших во всем творчестве композитора.
Более того, Третий концерт Прокофьева
затмил собой практически все, что было
написано параллельно ему и в значительной
мере после него в области музыки для
фортепиано с оркестром. Как пишет И.И.
Мартынов, <Произведение Прокофьева не
похоже ни на один из фортепианных концертов
20-х годов. Разве лишь Первый концерт Бартока
может быть сравниваем с прокофьевским по
размаху и ритмической активности. Но там
слишком сильно преобладание
конструктивных построений в духе
неоклассицизма. Неоклассические черты
господствуют в весьма примечательном
фортепианном концерте Стравинского,
написанном в 1923 году. Прокофьев же,
оставаясь глубоко современным
композитором, раскрывает по-новому русскую
традицию концертности: Можно сказать даже,
что ни в одном из более ранних произведений
не раскрывалась с такой силой национальная
сущность его творчества. Прокофьев смело и
убежденно выступил продолжателем большой
линии русского искусства и еще раз показал
всему миру многообразие развития русских
традиций>[v].
[i]
Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. - Л.,
1963, с.72.
[ii]
Охалова И., Рыцлина Л. Фортепианные
концерты Бетховена и Рахманинова. -
Вопросы музыкальной педагогики. - Вып. 3.
- М., Музыка, 1981, с.114.
[iii]
Там же, с.115.
[iv]
Нестьев И.В. Цит. соч., с. 71.
[v]
Мартынов И.И. Сергей Прокофьев. - М.,
Музыка, 1974, с. 77.
Б.Г. Гнилов
| ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | |