|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Публицистика: Христос на Рио-де-Жанейро |
![]() |
![]() |
Так
ли случайна случайность? Или
представляется такой, пока на разглядишь
некте мельчайшие зацепления, едва уловимые
глазом штришки, по сути дела
предопределяющие дальнейшее развитие
событий? Разговора
этого могло и не быть в последний день
уходящего года. К Виталию Феодосьевичу я
намеревался заглянуть лишь на пару минут,
чтобы забрать накопившиеся новые листки
рукописи. Мне предстоял ещё визит в родной
Союз писателей на Комсомольский проспект,
поздравить, поднять чарку (припасённая
бутылочка притаилась в портфеле) и мчаться
рысью в свой подмосковный посёлок, до
которого от конечной станции метро ещё
полтора часа добираться <маршруткой>. Рукопись
его книги о лесных делах России мы должны
были сдать ещё к прошлому Новому Году. Но:
встречал он тот праздник в больнице, куда
попал с инсультом чуть ли не в такой же
последний день. Поэтому целью моего
скоротечного набега было не только
запастись работой на первые праздные дни
наступающего года. Мне ещё хотелось и как-то
поддержать человека, ставшего за последние
два года если не другом, то очень нужным
человеком. Нужным не в смысле расхоже-торгашеском,
а по большому счёту. Дающим опору в трудных
раздумьях на закате жизни о самой цели её. Я
напросился сам набирать ему на компьютере
рукопись. Совершенно искренне полагал, что,
получая зарплату в фонде памяти его друга,
известного писателя, и далеко не всё
рабочее время тратя на мероприятия, которые
сам же и придумывал, чтобы память эта
укреплялась, я просто обязан помочь
рождению книги, завещанной этим писателем
Виталию как побратиму, единственному
оставшемуся в живых из четверых великих
мечтателей, основавших Кедроград. А потом
так вжился в содержание рукописи, в
развёртывавшуюся в ней драматическую
историю лесов России, что неминуемые
разговоры с автором стали душевной
потребностью. И я переживал вместе с
Виталием с болью и гневом описываемые им
трагические эпизоды кедроградской истории,
словно сам умирал в рыхлом вешнем снегу
Алтая после труднейших семидесяти
километров - пройденных в третий раз в
течение одной недели, сам подвергался
чудовищной моральной пытке - попытке
исключить из партии за спасение великой
идеи: Это
благодаря парфёновской рукописи пришёл я к
раздумьям: а с кем, собственно, боролся всю
жизнь Чивилихин, один из самых советских по
духу писателей? Кто гробил (и гробит) озеро
Байкал, почти исчезнувшие уже кедровники
России, самые плодородные почвы её? Люди, у
которых были такие же партбилеты, как и у
него самого, но - облачённые от имени
государства властными полномочиями. И не
все среди них записные подлецы, были же и
искренне убеждённые люди, что только так и
надо действовать, коль стране нужен лес для
строек, чистейшая вода для особого корда к
самолётным колёсам и проч. И пришёл к
грустным выводам, что социализм с его
плановым хозяйством и огромным
государственным размахом принёс родной
природе куда больший ущерб, нежели
сменявшиеся правительства царской России.
Почему?! От незнания? Но ведь были же на
знамёнах нашего недавнего прошлого
уважение к разуму, в том числе научному. Так
почему же одни учёные, которым даровалась
власть, травили других, видевших неизмеримо
дальше, но - не вписывавшихся в тогдашнюю <политику
партии и правительства>? Ох, как же горько
осознавать, что не заговоры и происки каких-то
врагов народа были причиной травли и гибели
одних, замалчивания и ухода во внутреннюю
эмиграцию других великих учёных.
Элементарно, как и во все времена: те, кто
обгонял своё время хотя бы на пять-шесть
десятков лет, не говоря уж о столетиях,
обрекали себя на роль пророков, которым нет
чести в своём Отечестве: А
друзьям-побратимам, отдавшим молодость, да
и всю жизнь, идее Кедрограда, ставшего
необходимым звеном в великой цепи
выкованного самой историей России нового
мышления человечества, довелось испытать
на себе все <прелести> судьбы
первопроходцев. В
работе над книгой всё это воскресало в
памяти автора со страшной силой, и
действительно, не всякий мозг способен
такое выдерживать. Но кто мог бы отговорить
Виталия не искушать судьбу, поберечь
здоровьё!? Он и прежде-то, в расцвете молодых
сил, не задумывался об этом. И сейчас
твердил одно - надо успеть, успеть! И
конец-то виден, вот она, последняя глава!
Дописать осталось всего ничего после
тысячи-то с лишним страниц. Я мечтал, что за
праздничные дни уже выведу на принтере всю
рукопись для последнего чтения. :
Конечно, ни о какой паре минут и заикнуться
не дали. -
Да бросьте Вы со своим союзом писателей! Они,
небось, уже вчера всё выпили, а сегодня по
домам, как нормальные люди, по-семейному
празднуют. Ну, позвоните, позвоните: А хоть
чайку - да выпейте с нами, в последний-то
день. Знаю
я их, парфёновский, <чаёк>. Не единожды
сиживали уже на кухне за небольшим столом,
уставленном всяческими соленьями. (<Всё
своё, домашнее, - приговаривала Зинаида
Александровна, верная спутница Виталия с
питерских ещё студенческих лет, всюду за
ним, как нитка за иголкой, и наследника-то
ему родившая в поезде, по пути на Алтай). И
обязательно бутылочка отличной водки,
какой-нибудь фирменной, и - пельмени. Пусть
покупные, но и их умудрялась Зинаида
Александровна так приготовить и подать, что
чувствуешь себя как дома, в родной Сибири: И
вся-то их квартира, с высокими, как в старину,
потолками, заставленная высоченными же
книжным шкафами тёмного дерева и
всевозможными редкостями, вплоть до
старинных пушечных ядер, напоминает музей.
А кухня - особенно. Взгляд так и
останавливается то на засушенных морских
звёздах, кораллах и прочих океанских
редкостях, то на рогатых головках диких коз
или даже и просто изящных рожках. В правом
углу на тумбочке - черепаха с колючей
почему-то, искусственной спинкой. А по полу
иногда бегает иногда черепаха настоящая,
живая, с маленькой головкой на морщинистой
шеей. На шкафчиках вверху - и ножи
охотничьи в ножнах, и туеса берестяные, и
какие-то деревянные фигурки. В
этот раз взгляд сразу наткнулся на
необычную скульптуру тёмного дерева -
распятие, но в очень условной манере. Ничего
лишнего - словно огромная
сконцентрированная мысль о жертве во имя
спасения. Раньше она стояла на шкафчике же
под самым потолком, и рассмотреть её как-то
не удавалось. Перехватив
мой удивлённый взгляд, Зинаида
Александровна сказала: -
Я тоже диву давалась - зачем он вдруг
достал её сверху. Что-то надумал, у него ведь
всё не просто: Виталий
Феодосьевич спросил, не захватил ли я
свежего номера газеты, в которой стал
выпускающим редактором. Я улыбнулся: -
Не так уж часто мы выходим - раз в месяц. Но
статью Патриарха Алексия II, что я Вам
показывал, пришёл уже отклик, да ещё какой! О
походе школьников на Валдай не просто с
экологической целью, но и по святым местам
Пскова и Новгорода. А ведь каким
неожиданным казался религиозный взгляд на
проблемы экологии. - Тогда я ещё не знал,
что вскоре придёт ещё более радостный
отклик на ту же статью: целая книга с
прекрасными фотографиями - чего бы вы
думали? Родников, спасённых, расчищенных,
бережно украшенных руками местных умельцев.
И всё это на ставшем мне в студенческой
юности родным Среднем Урале, в Свердловской
области, где издавна развивавшаяся
промышленность, казалось бы, в советские
времена задавила всё живое, и в первую
очередь - воду, воздух, почвы вокруг
городов. Теперь там уже четвёртый год к
специальной программе <Родник> подключены
и учёные, и предприниматели, и самое главное
- дети из школ и приютов. Дети, которые не
могут, естественно, помочь деньгами, но
расчищают эти самые роднички, пишут об этом
трогательные сочинения и даже стихи,
пестуют тем самым живые родники веры и
любви к родной природе в своих расцветающих
душах. -
Это хорошо, - откликнулся Виталий
Феодосьевич. - Я тоже хочу в конце книги кое-что
процитировать из той статьи. И не только:
Вот видите? - он взял в руки необычное
распятие. -
Что это? -
Копия скульптуры. А оригинал её, огромный,
десятки метров высотой, установлён на горе
в Рио-де-Жанейро. Вы уже знаете, что там в 1992
году впервые главы 179 стран мира подписали
документы по так называемому устойчивому
развитию. Декларацию: <Повестку на ХХI
век>: Вторая, после Стокгольмской
Конференции ООН в 1972 году по окружающей
среде попытка как-то упредить
надвигающийся экологический кризис. Уж как
наша крохотная, по сравнению хотя бы с
Америкой или Японией, делегация ни была
загружена, но выбрали время поглядеть на
этот чудо-символ. Я поднимался к этой
скульптуре и думал - сколько же ещё людям
Земли подниматься и подниматься до
понимания и этого символа, и самой проблемы
экологии?! -
Но почему Вы решили, что Христос, распятый
на кресте, символ экологии? -
Ну, не Вам бы объяснять - сами же сравнивали
нравственность с экологией человека. А тут
- не только чисто религиозный символ.
Представьте себе: высоко над огромным
городом словно в воздухе парит Человек, не
только душу человечества спасающий: -
Богочеловек, - поправил я машинально. -
Пусть так, я в тонкостях этих не силён. Но
какая же огромная мысль за этим! Он лицом
повернут к океану - прапрародине
человечества, так? А распахнутыми руками, да
и всем собой, словно бы защищает зелёный
океан живой жизни за спиной. И не случайно
распятие это не похоже ни на какие другие.
Посмотрите - ничего телесного нет, и даже
лицо в деталях не проработано, но ясно же -
кто и зачем! А знаете, и руки его расположены
так, что словно указывают на некую ось,
концы которой, если провести её сквозь
земной шар, выходят в Бразилии и у нас, в
районе Сибири, где-то возле озера Байкал. -
Не слишком увлеклись, Виталий Феодосьевич?
- осторожно-недоверчиво засомневался я. Он
даже слегка обиделся, метнулся из кухни в
комнаты, вернулся: с глобусом, какие в
каждой школе увидеть можно. -
Вот смотрите сами, где Бразилия и где Россия:
А ведь это две последние надежды планеты -
страны, где сохранились огромные массивы
лесов: -
А мне не говорил, - ревниво вклинилась в
беседу Зинаида Александровна. - Ведь
спрашивала, зачем достал скульптуру сверху: -
Так ты бы подумала, что я совсем уж
зарапортовался с книгой своей, рассмеялся
Виталий Феодосьевич. -
То-то он вас дожидался, проверить себя хотел,
- догадалась хозяйка, и не подумав
обижаться на своего ненормального муженька.
Ненормального в том смысле, что не как все.
Она жаловалась не раз, что и на дачу-то во
всё лето не выбрались, из-за книги этой
нескончаемой. И ведь гробит, гробит себя: А
вообще-то как раз нормальный! Такими и
должны быть настоящие люди. Из тех, кто <ест,
чтобы жить, а не живёт, чтобы есть>, как
говаривали древние. Господи, помоги ему
завершить труд неподъёмный! Ведь и мне, не
самому последнему дилетанту в лесных делах
после многолетнего общения с Владимиром
Чивилихиным, открыла его рукопись такие
кладези отечественной истории, такие имена!
Я совершенно искренне мечтаю, чтобы прочли
эту книгу не только студенты лесных вузов и
колледжей, но - и будущие историки,
литераторы, биологи, философы: Да, и
философы. Потому что грешно нам, русским,
знать Василия Докучаева лишь как отца
почвоведения или Владимира Вернадского как
естествоиспытателя, поднявшегося от
минералогии к биосфере и ноосфере. Они же -
и настоящие философы, заложившие основы
самого современного учения -
экологического мышления, учения о единстве
всего сущего в космосе и на маленькой нашей
планете. Мы
наговорились тогда всласть и не одну чарку
подняли (Виталий хозяйкину настойку
послабее) - за то, что были и никогда не
переведутся на русской земле одержимые
мечтатели и настоящие воители, благодаря
которым только и может выжить среди
нынешних-то и ещё более грядущих
катаклизмов планета Земля. Валентин Свининников
| ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | |