 |
Фронтовая
поэзия - явление особенное, как и сам
человек на войне. Откуда берутся силы, чтобы
не просто выжить, но и побеждать? И не только
врага, но и самого себя прежде всего? Как в
этом кровавом апокалипсисе не погубить
самое сокровенное - душу и совесть? - Тайна.
И этой тайне сопричастно рождение стиха на
войне. Муза Поэзии, носившая тогда на
фронтах России военную форму (то
гимнастерку, то матросский бушлат, то
танкистский комбинезон...), не страшилась
снарядов и пуль. Ритм поэтического слова
помогал переломить ритм разрушения и хаоса,
оберегал и очищал души бойцов. Иными
глазами смотрел на происходящее как сам
творец стиха, так и те, чьего слуха касались
поэтические строки. Поэзия тоже воевала. Но
и многие десятилетия спустя память солдата,
отмеченная пламенем войны, возвращалась к
пережитому. И это тоже фронтовая поэзия -
трепетная память большого солдатского
сердца.
В этом
сборнике представлены разные по мастерству
и видению войны авторы. По богоданности,
масштабу дарования, без сомнения,
выделяются Константин Симонов и Павел
Шубин. Каждый по-своему исповедовал
собственную правду о войне. Военные стихи К.
Симонова - это стихи оказавшегося на
переднем крае романтика. Он рассказывает не
о войне, не о том, что видит вокруг, но - о
себе самом, в центре стихотворения -
человек на войне: его мысли и переживания.
Все думы его - о том, что оставил он далеко
- в иной, мирной жизни. Другое дело - П.
Шубин. Лучшие его фронтовые стихи содержат
многочисленные живые детали военного быта.
Не стесняясь - откровенно и со знанием дела
- он показывает изнанку парадных рапортов,
реалии окопной жизни. В этом он как ни кто
близок Семену Гудзенко - признанному
классику русской фронтовой поэзии.
Нельзя не
упомянуть в этом ряду и Алексея Лебедева.
Написано им до обидного мало, но и среди
этих крох встречаются подлинные жемчужины
- как, скажем, одно из вошедших в эту книгу
стихотворений "На дне". Как военному
поэту-маринисту А. Лебедеву удалось достичь
вершин, дотянуться до которых и его
современникам, и тем, что пришли вслед за
ними, непросто.
Среди
литераторов, воевавших на Карельском
фронте и Северном флоте, немало было и
авторов известных, любимых страной песен.
Это и Василий Лебедев-Кумач, и Александр
Жаров, и менее знакомый Ярослав Родионов -
автор текста знаменитейшей "Песенки
старого извозчика", одного из самых
популярных шлягеров Утесова. Особняком для
всех нас стоит имя Николая Букина,
написавшего за свою жизнь немало стихов, но
знакомого большинству одним-единственным
своим стихотворением. Но каким! Это - "Прощайте,
скалистые горы!" - песня, которую знают и
любят на Кольском Севере (да и далеко за его
пределами) до сих пор.
Превратности
военных дорог приводили поэтов в Кольское
Заполярье на разный срок. Командировка на
Карельский фронт могла быть и достаточно
продолжительной (скажем, Николай Флеров и
Николай Букин провели здесь все четыре
военных года), либо - совсем короткой (так, к
примеру, Александр Коваленков, бывал у нас
не раз, но кратковременно).
В этом
сборнике много стихов, где упоминается как
Мурманск, столица нашего Кольского Севера,
так и разные уголки края: Луостари и
Полярный, Мурмаши и Печенга, Кандалакша и
норвежский Киркенес, Карриквайвиш и Муста-Тунтури,
Мотовский залив, остров Кильдин и, конечно,
полуостров Рыбачий, который, пожалуй,
наиболее часто встречается на страницах
книги. Да оно и понятно, уж очень жестокие
здесь шли бои, жизнь и смерть все годы
военного противостояния стояли здесь рядом.
Именно с Рыбачьим связано имя еще одного
поэта, которого, к сожалению, в нашем крае
уже почти не помнят. Это - Елизавета Стюарт.
Ее стихи для многих явятся откровением.
В
книгу вошли и стихотворения фронтовиков,
которые никогда не считали себя поэтами, но
война, кристаллизовав души, проявила их
способность к поэтическому слову. Среди них
стихи легендарного разведчика Виктора
Леонова и прославленного подводника
Израиля Фисановича. Именно этим людям -
настоящим, выдающимся командирам и воинам (среди
других, им подобных) - обязаны мы
поклониться с благодарностью. Они
создавали Победу. Что такое война - в
подробностях, в деталях, знали они как никто
другой. Так могут ли быть их стихи о войне
плохи?Дмитрий Коржов,
г. Мурманск
|  |