|
Критика: Последний гимн Сибири |
Сибирь
- огромное пространство, вмещающее
несколько климатических и часовых поясов,
великие реки и озера. Это суровый и
таинственный край тайги и болот, степей и
горных хребтов: Здесь нашли приют десятки
народов и этносов. Но что мы знаем о Сибири,
об истории ее взаимоотношений с человеком,
о тех, кто населял это край тысячелетия
назад? К сожалению, крайне мало. Территория,
переполненная петроглифами и курганами,
следами неолитических стоянок и останками
древних фортификационных сооружений,
оказалась на обочине маршрутов научных и
археологических экспедиций. Интерес,
проявляемый к ней историками, несравним с
вниманием к Египту, Месопотамии, Индии,
Китаю или Южной Америки. Мы качаем нефть и
вырываем из недр уголь и металлы, вырубаем
лес и перегораживаем плотинами ГЭС
полноводные реки, уничтожаем уникальные
экосистемы, но до сих пор не потрудились по-настоящему
изучить место, где живем и на котором, по
большом счету, паразитируем. Выход
в свет в 2005 году книги <Терра Обдория>
Василия Дворцова, несмотря на отсутствие
пока что внимания общественности и
мизерный тираж, является событием из ряда
по-настоящему значимых. Это и
художественный роман, и исторический труд,
и летопись. Здесь переплелось многое - от
научной оценки феномена шаманизма до
неоромантических поисков клада
современными подростками, от теории
протоцивилизации до бытописания
поселковой советской жизни. Это
многозвучие, полифоничность романа <Терра
Обдория> позволяет назвать его гимном
Сибири. Желающие постигнуть загадку этой
земли, узнать больше о населявших ее
этносах, их образе жизни, преданиях и мифах,
без сомнений, должны прочесть это
произведение. В
книге четко прослеживаются две, на первый
взгляд, автономные линии: глобально
историческая - Сибирь как этнокультурный
феномен и некая повесть о жизни и
приключениях двух подростков-братьев в
селе Лаврово, что на Оби. Линия первая -
летопись, научный труд. Автор описывает
периоды господства скифов, гуннов, расцвет
и закат Золотой орды, покорение Сибири
Ермаком, судьбы степи и тайги.
Тысячелетиями степь, эта, по определению
Дворцова, <хорда
Евразии>, <сменяла свой лик под
царствующими над ней народами>. Волна за
волной прокатывались по ней великие
завоеватели. А в промежутках степь спала.
Зарастали кочевья, стрелы охотников не
тревожили бесчисленные стаи уток, гусей и
фламинго. Но, набравшись сил, бескрайние
просторы вновь вбрасывали в мир орды
жестоких и непобедимых воинов. Тысячелетиями
тайга навязывала свой уклад живущим здесь
людям. <Сменялся ли давящий капкан на
пружинный, волосяная петля на стальную, но
сам принцип отношений между заболоченным,
промытым гигантскими реками лесом и
человеком оставался незыблемым. Тайга и
охотник продолжали сожительствовать на
равных, не покоряя и не покоряясь, чутко и
уважительно относясь друг к другу>. Таежный
человек на протяжении тысячелетий был
частью экосистемы, ее звеном. Так было
всегда, пока в Тайге повсеместно не
застучали топоры, пока сюда <чудовищным
строем не были вытолкнуты миллионные
выбросы спецпереселенцев> Тысячи и тысячи
<баррелей> человеческой крови высосанной
гнусом и поглощенной растревоженными
топями разомкнули вековечный круг жизни.
Вот и сказке конец: У
Дворцова все только начинается: По ходу
повествования читатель узнает <все о Бабе
Яге>, мире духов, анимотропии (превращении
людей в животных). Анализ исторических
трудов, языковых корней топонимов, мировых
религий, мифов и легенд позволяет автору
выстраивать научные теории о происхождении
и функциях героев народных сказок, феномене
шаманизма, религий <таежных народов> и еще
о многих других <преданиях старины
глубокой>. Кажется, что этот поток теорий,
загадок и фактов оказывается в книге лишь
для подтверждения достоверности неких
мистических событий реалистической
повести, где братья Топоровы идут в поход за
кладом - золотым остяцким идолом хозяйки
реки Ягун-Ике. Обращаясь к десяткам
источников, автор проводит параллели между
<старушкой Ягой> и змееногой богиней-проматерью
скифов, остякской <хозяйкой рыб>,
индийскими и иранскими божествами, а затем
подробно восстанавливает историю
перемещения полумифического сокровища-идола.
А когда героиня Вика Лазарева, любуясь на
лебедей, чудом спасается от <манящей> топи,
читатель тут же получает подробную справку
о лебединых культах народов мира. Но
постепенно мозаика складывается в единую
картину. Для Дворцова Сибирь - центр
зарождения и место развития огромной
протоцивилизации. <Минусинский котел, со
всех сторон окруженный горными хребтами, с
его бесчисленными курганами петроглифами,
стелами, обелисками - огромное кладбище
всей Азии>. Здесь, а не в Междуречье или
Индостане начиналась история человечества.
Здесь же она, возможно и закончится. <Русские
кровь земли качают, - говорит, прощаясь,
последний остяцкий шаман первому шаману
русскому - весь день качают, много, жадно, и
к вечеру весь мир умрет>. Но
умрет ли? Автор оставляет нам шанс. Страница
за страницей рассеивается мгла <незнания>,
открывая нам Сибирь. Судьба современных
подростков становится подтверждением того,
что история продолжается, что мифам и
легендам есть место и в нашей жизни, что мы
еще можем сохранить Сибирь. На
первой странице книги <Родина рождается из
тумана>, на последней - <Родина уходила в
туман>. И только нам решать, вступит ли
время на новый круг? Василий Москалюк
|